"Мы оцениваем эту инициативу как возможность однотипного поведения торговых сетей, основанного на социальной ответственности, - заявил вчера заместитель главы ФАС Андрей Кашеваров. - Мы не говорим, что здесь есть признаки сговора, поскольку сети сами выбирают те группы товаров, которые они для себя определяют, и фиксируют те цены, которые у них сложились в ходе торгово-закупочной деятельности".
Заморозка коснется только социально значимых товаров, среди которых может быть сахарный песок, свинина, молоко, сахар и соль, масло, некоторые крупы, капуста, морковь, яблоки, хлеб и другие продукты. При этом ретейлеры вряд ли будут "накручивать" цены на другие продукты, чтобы компенсировать свои издержки, считает Кашеваров. "Если цены на остальные товары будут завышены, то они просто не будут продаваться, и тогда сети будут терять еще больше", - подчеркнул он.
Напомним, что решение заморозить цены было принято торговыми сетями для того, чтобы вернуть доверие покупателей и остановить рост цен. Вице-премьер Аркадий Дворкович назвал эту идею правильной.
А вот в некоторых регионах России решили применить альтернативный метод удерживания цен - а именно ограничить торговую наценку. Но, как выяснилось, сработал он не везде. Так с прилавков крупных магазинов Салехарда практически полностью исчезли мука, сахар, яйца, растительное и сливочное масло, овощи. То есть те двадцать социально значимых продуктов, наценку на которые местные власти недавно ограничили 15 процентами. Продавцы решили, что лучше уберут их из ассортимента, чем будут торговать в убыток. К решению проблемы уже подключилась антимонопольная служба.
Между тем сами представители торговли уверяют, что целенаправленно продукты с полок никто не убирал. Прежний товар раскупили, а новый не завозят, так как наценка в 15 процентов их разорит. Бизнес поясняет: из-за одной только транспортировки стоимость вырастает на 40-50 процентов. "Минимальная надбавка в нашей стране - это 20 процентов, из них 18 уходит на аренду, зарплату, коммунальные услуги и выплаты по кредитам, а 2 процента - чистая прибыль, - рассказал "РГ" старший научный сотрудник Центра институционального развития ИПЭИ РАНХиГС Вадим Новиков. - Сейчас наценку на социальные товары ограничивают около половины регионов, и только в единицах - такой "перегиб".
Впрочем, в ближайшее время проблема все же разрешится. Власти пытаются найти золотую середину, которая позволила бы не разорить торговлю и не ударить по кошелькам населения. Новые ограничения будут более гибкими и будут варьироваться от 26 до 75 процентов - в зависимости от товара, особенностей его доставки и хранения, а также удаленности территории.
Между тем, по мнению сопредседателя Союза потребителей России Владимира Слепака, на уступки идти не надо было. "Во многих странах мира наценка на социальные продукты еще меньше: от производителя до оптовика - 5 процентов, от оптовика до магазина - 5 процентов, от магазина до потребителя - 5 процентов. И на этой минимальной наценке там зарабатывают и не жалуются".