Пока это только мысль, высказанная некоторыми экспертами, никаких законопроектов пока нет. Но разговор идет на достаточно серьезном уровне: сейчас в Госдуме создана рабочая группа, которая готовит предложения по введению для должников ограничей для получения некоторых государственных услуг: кто-то из участников рабочей группы рассказал, что есть идея даже закрыть для должников доступ в ЗАГСы. То есть зайти-то туда они смогут, но что-то там получить - уже нет.
Идея вызвала большой резонанс. Все привыкли, что с долгами можно оказаться невыездным. Однако быть при этом еще и "вечно холостым" согласятся немногие.
Свадьбы, конечно, прерывать не предлагается. У людей могут просто не принять заявление в ЗАГСе, если жених по совместительству окажется злостным алиментщиком, да и невеста в долгах, как в шелках.
"Например, приходит человек в ЗАГС и говорит: "Я хочу жениться". А ему в ответ: "Молодец, конечно, но иди сначала заплати штрафы, транспортный налог, а завтра подашь заявление о регистрации брака". А почему бы и нет?" - пояснил суть предложений Артур Парфенчиков на пресс-конференции.
По его словам, отсрочка в таком случае может составить один-два дня. Кто любит, тот быстро заплатит. Кто не очень-то и хотел замуж, получит шанс подумать. Также гражданину могут отказать в регистрации каких-то сделок, например, с недвижимостью, или получении каких-то справок, пока не расплатится с долгами по административным штрафам. Все это обсуждается экспертами, но, как сказал Артур Парфенчиков, некоторые госуслуги нельзя ограничить ни при каких обстоятельствах. Скажем, невозможно запретить должнику регистрировать ребенка, пользоваться поликлиникой и т.п.
Как бы то ни было, факт в том, что судебные приставы давно рекомендуют активно пользоваться своими базами данных. Информация о должниках вполне открыта, так что ЗАГСам не придется подключаться ни к каким секретным электронным хранилищам. Сотруднику ЗАГСа достаточно будет зайти на официальный сайт ФССП и проверить, висит ли что-то на женихе и невесте. Но это в теории. Честно говоря, кажется маловероятным, что подобный законопроект не то, что пройдет Госдуму, а вообще там появится. Однако в частной жизни люди начали активно проверять своих любимых на долги. Были случаи, когда невеста с удивлением узнавала о долгах жениха, а жена - о ребенке от первого брака своего мужа. Причем в последнем случае женщина даже заставила мужа выплатить алименты ребенку.
Кстати, в прошлом году директор ФССП России направил руководителям регионов по всей стране письмо, в котором предложил пользоваться базой данных должников для проверки чиновников. По замыслу судебных приставов, всех региональных чиновников надо проверять два раза в год на долги. Кто еще не отдал, должен заплатить. И такая практика в регионах уже внедряется.
Более того, в некоторых регионах сообщили, что проверять по долговым базам намерены и близких родственников чиновников, мало ли у кого что. Хороший муж должен обеспечивать, чтобы и жена вовремя платила по всем счетам. Кроме того, по словам экспертов, определенные вопросы могут вызвать и долги, несоразмерные зарплатам.
Другая новость: по мнению главы службы судебных приставов, под закон о личном банкротстве могут попасть до миллиона человек, но вряд ли многие этим воспользуются.
"Мне кажется, это абсолютно открытая, цивилизованная процедура. Но только болезненная, в ней есть определенные негативные последствия, - сказал Артур Парфенчиков. - Не думаю, что все захотят ею воспользоваться".
По словам Артура Парфенчикова, в 2014 году судебным приставам России удалось добиться рекордного роста взысканий с должников. В прошлом году взыскано 430 миллиардов рублей, что на 40 миллиардов рублей больше, чем в 2013 году. В истории службы такого роста еще не было - за год сразу на 40 миллиардов рублей", - заметил Парфенчиков. "Из них 125 миллиардов рублей было взыскано в консолидированный бюджет - на 11 миллиардов рублей больше, чем в 2013 году", - добавил он. Остальные две трети от взысканной суммы пришлось в пользу граждан и юридических лиц, заметил Парфенчиков. При этом он отметил высокую нагрузку на приставов - в среднем на одного пристава-исполнителя пришлось 2,5 тысячи исполнительных производств в год.
Глава ФССП также заметил, что каждое пятое исполнительное производство (почти 18 миллионов) составили штрафы ГИБДД. Общая сумма взысканных штрафов с водителей выросла в 2 раза. Директор службы приставов заметил, что рост взысканий связан с тем, что на минувший год пришлось "начало промышленной эксплуатации системы электронного принудительного исполнения". В конце года уже 40 процентов всех исполнительных производств было окончено с применением электронных баз данных и запросов в электронной форме. Только в банки было направлено 15 миллионов электронных запросов, около половины из них дали свои результаты, заметил Парфенчиков.