Светлана Геннадьевна, Музей Мирового океана открылся в 1990 году, когда кризис был - не чета нынешнему, рушилась страна, экономика в упадке, закрывались предприятия, учителя, врачи и военные на рынке торговали... Как удалось в такое время открыть музей?
Светлана Сивкова: Вы знаете, я почему-то не запомнила 90-й год в своей жизни тяжелым. Это было величайшее счастье: вышло постановление о создании музея и передаче ему "Витязя" - легендарного научно-исследовательского судна Академии наук СССР.
"Витязь" с его огромным, мировым вкладом в изучение океанских глубин - это была наша гордость. В 1979 году он пришел в Калининград, и с тех пор долгих 11 лет мы ждали, когда разрешат превратить его в музей. Страна в разрухе, а у нас было счастье - листочек постановления.
К тому времени "Витязь" обветшал так, что меня уверяли: он и восстановлению не подлежит. А через четыре года это великолепное белоснежное океанское судно, заново рожденное, зашло в Преголю и положило начало нашей набережной исторического флота и музейной флотилии.
Теперь эта набережная калининградского музея удивительным образом продолжается в Санкт-Петербурге. Ведь легендарный ледокол "Красин", который недавно вернулся из ремонта и готовится к 70-летию Победы, - это филиал Музея Мирового океана. Как это получилось?
Светлана Сивкова: Действительно, "Красин", который ошвартован на Набережной лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге, - это имущество Калининграда, он зарегистрирован здесь, хотя об этом мало кто знает. Это единственный случай, когда в морской столице музей из провинции имеет свой филиал.
От "Красина" все отказались. И только Министерство культуры согласилось взять его под свое крыло, с расчетом на Музей Мирового океана, у которого есть опыт сохранения исторических судов. Хотя поначалу нам в Петербурге часто приходилось слышать: "Кто вы такие? Вы пришли учить морскую столицу, как сохранять корабли? Да что вы можете?", но сейчас уже, я думаю, все понимают, что мы просто спасли этот корабль.
Ведь у него фантастическая история, одно спасение экспедиции Умберто Нобиле в Арктике в 1928 году чего стоит, когда о "Красине" заговорил весь мир и изменилось отношение к Советской России. Экспозиция на "Красине" рассказывает об этом, а также о том, как в годы войны ледокол участвовал в полярных конвоях, проводил караваны PQ-15, а после войны в Арктике снабжал целые поселки электроэнергией.
Скоро наш "Красин" станет флагманом красивого мероприятия - фестиваля ледоколов на Неве, который мы проводим 1-3 мая. В эти дни все ледоколы приходят к набережной, где рядом с Горным институтом стоит "Красин", и все желающие смогут подняться на борт атомного ледокола, чего ни в какое другое время просто так сделать нельзя.
Говорят, что вы и крейсер "Аврора" готовы были сделать экспонатом Музея Мирового океана?
Светлана Сивкова: Ну, это такая шутка. Но вообще нам часто предлагают разные суда. Корабли, отходив свой срок, могут либо стать металлоломом, либо остаться жить как музеи. Конечно, хочется, чтобы они оставались жить. Но мы очень выборочно к этому подходим, взять все невозможно.
Нам предлагали, например, сторожевик проекта 1135 - один из самых массовых советских военных кораблей. Мы бы взяли, если бы он остался в ведении флота, помогли бы создать экспозицию на его борту. А так - это огромный корабль. Не осилить.
Но вы все же взяли плавучий маяк "Ирбенский", который сейчас стоит в Ломоносове в Ленинградской области?
Светлана Сивкова: Да, он из тех объектов, которые надо сохранять. Это последний построенный обитаемый плавучий маяк не только в России, но и в мире. С 1962 года он стоял в начальной точке Северного фарватера в Ирбенском проливе, через тридцать лет его перевели в Балтийск, оттуда - в Ломоносов, где он сейчас и стоит в гидрографической гавани.
От "Ирбенского" тоже все отказались. Мы предлагали взять его властям Кронштадта, Ломоносова, Санкт-Петербурга. Когда поняли, что никто его не берет и не сегодня-завтра он просто затонет, мы все-таки приняли его на себя. Подготовили смету, она сейчас проходит экспертизу, надеемся получить финансирование. Не знаем когда, нам сейчас в связи с финансовыми трудностями предлагают подождать, а мы настойчиво говорим, что корабли не могут ждать, потому что это не здания на суше.
Сейчас мы должны будем найти деньги, и здесь я уже очень надеюсь на калининградских спонсоров, чтобы взять его двумя буксирами и отбуксировать в Калининград. Мы хотели его поставить в Петербурге, у "Красина", но там нет места. Вторым бортом нельзя его ставить, а к причалу не очень удобно. Это очень красивое судно, красного цвета, с линзой Френеля наверху, оно, безусловно, может стать украшением любого города.
А еще говорят, вам предлагали исторический корабль "Коммуна" в Севастополе?
Светлана Сивкова: Скажем так, мы изучали этот вопрос. Это уникальный корабль-спасатель - катамаран с огромными рамами для спуска спасательных аппаратов к подлодке, который был участником Первой и Второй мировых войн.
"Коммуне" исполняется в этом году сто лет, и она до сих пор служит в составе Черноморского флота, так что это не только старейшее судно ВМФ России, но и старейшее в мире, фактически находящееся на вооружении. Оно было построено в Петербурге на Путиловских верфях, и в 1914 году при спуске на воду крестной матерью корабля была дочь Николая Второго, она разбила бутылку о борт.
Столетие "Коммуны" мы будем праздновать в день ВМФ. Помогаем севастопольским коллегам, готовим выставку на борту, реставрируем старинное пианино. Пока судно работает, но время его выходит, надеюсь, оно будет музеефицировано, но не нами, а севастопольскими коллегами. А мы с радостью окажем им методическую помощь.
В апреле в музее пройдет VII Международная научно-практическая конференция "Проблемы изучения и сохранения морского наследия". Что ожидается интересного?
Светлана Сивкова: На конференцию уже заявлено около ста докладов. Приедут многие наши друзья со всех концов страны - с Камчатки, из Владивостока, из Архангельска. Будет Северная секция по сохранению морского наследия Севера, секция морского природного наследия - морские заповедники, секции судостроения, подводной археологии.
Пройдет заседание Межведомственной комиссии по морскому наследию Морской коллегии при Правительстве РФ. Будет обсуждаться создание виртуального морского портала морских музеев. Их у нас в стране мало - Центральный военно-морской музей с филиалами в Геленджике, Балтийске, Севастополе, наш музей и много небольших - при заводах, научно-исследовательских институтах...
Стоит задача объединить этот фонд, посмотреть, что есть в этих музеях, особенно ведомственных, которые часто исчезают вместе с ведомствами, и утрачиваются очень ценные, интересные предметы.
Эта конференция пройдет в рамках празднования 25-летия музея Мирового океана. Что еще готовите к юбилею?
Светлана Сивкова: У нас большая программа. В частности, откроем роскошную выставку "Петергоф - морская столица российских Императоров". Она расскажет о морской истории российского императорского двора, сюда будут доставлены интересные предметы XVII-XVIII веков.
Откроем новый экспонат - самолет-амфибию "БЕ-12". Этих гидросамолетов, охотившихся за подлодками, в мире осталось меньше десятка. Ну и, конечно, по традиции проведем День селедки - любимый калининградцами народный праздник.
Калининградский Музей Мирового океана - это:
- Научно-исследовательское судно-музей "Витязь"
- Подводная лодка-музей "Б-413"
- Судно космической связи "Космонавт Виктор Пацаев"
- Рыболовецкое судно-музей "СРТ-129"
- Ледокол "Красин" (Санкт-Петербург)
- Экспозиция "Мир океана. Прикосновение"
- Выставочный корпус "Морской Кенигсберг-Калининград"
- Выставочный корпус "Пакгауз"
- Фридрихсбургские ворота и Лодейный двор
- Историко-культурный центр "Великое посольство" в Королевских воротах
- Военно-морской центр
- Бывшее здание Кенигсбергской янтарной мануфактуры (на реставрации)
Досье "РГ"
Сивкова Светлана Геннадьевна- создатель, генеральный директор Музея Мирового океана (с 1990 года). Председатель Ассоциации "Морское наследие России", заместитель председателя Межведомственной комиссии по морскому наследию Морской коллегии при Правительстве РФ.
Заслуженный работник культуры РФ. Награждена медалями ордена "За заслуги перед Отечеством" I и II степеней, знаком "За достижения в культуре", орденом Б.А. Вилькицкого "За заслуги в науке" и другими государственными и ведомственными наградами. За заслуги перед городом присвоено звание Почетный гражданин Калининграда.