Геополитика и макроэкономика влияют на все отрасли экономики нашей страны примерно одинаково: события 2014 года, а в особенности декабрь, опустили с небес на землю как менеджмент крупнейших корпораций, так и мелких предпринимателей, производственников и финансистов - тяжело стало всем. Факторингу досталось не меньше и не больше, чем другим: деньги стали дороже, а риски выше.
Финансовые кризисы и российский факторинг - понятия неразделимые. Появившийся после кризиса 1998 года и тяжело переживший 2008-й, он встречает кризис 2015 года уже подросшим и окрепшим. За 16 лет своего существования в России факторинг прошел весьма интересный путь, в котором были взлеты и падения, миллиардные обороты и громкие банкротства. В ряде европейских экономик факторинг внес значимый вклад в формирование ВВП страны. Например, в Англии его доля составляет 16%, в Италии - около 10%. Россия сегодня существенно отстает от лидирующих стран по показателю проникновения факторинга в экономику, по результатам 2014 года мы имеем примерно 2,5%.
Сегодня факторинг - это комплекс услуг для компаний, использующих отсрочку платежа, который включает финансирование, покрытие рисков и управление долгом. В сделке участвуют три стороны - продавец, покупатель и фактор. Продавец передает товар покупателю, фактор рассчитывается за покупателя, который возвращает деньги через оговоренный срок. Оборот российского рынка сформирован двумя основными продуктами: факторинг с регрессом (55% рынка) - финансирование поставщиков в размере дебиторской задолженности и факторинг без права регресса (33%) - продажа дебиторской задолженности фактору. Операции по импорту и экспорту занимают ничтожную долю в обороте: доля международного факторинга составляет всего 1,5%.
Особое место занимает факторинг без финансирования с долей около 10% в обороте. Информацию о таком продукте вы не найдете на сайте ни одного из факторов, да и спрос на нее отсутствует. "Кредит без денег" или "платный Wi-Fi без Интернета" - российский факторинг без финансирования стоит в одном ряду с этими загадочными продуктами. Фактор не выплачивает финансирование и не принимает на себя риски возврата дебиторской задолженности, которая просто переуступается, записывается в факторинговый оборот и транзитными платежами возвращается клиенту. В Европе продукт в виде управления портфелем дебиторской задолженности действительно присутствует - клиент платит за сбор и администрирование "дебиторки", но в России за подобные услуги платить пока не готовы.
В 2014 году российский факторинг подрос на 200 млрд руб. за счет транзитных платежей. Доля "факторинга без финансирования" в обороте некоторых крупных факторов превысила 20%. С транзитными платежами активно борется Росфинмониторинг, а Центральный банк в своем письме (от 31.12.2014 N 236-Т) указывает на необходимость повышения внимания кредитных организаций к транзитным операциям.
Складывается впечатление, что в погоне за долей рынка и размером оборота некоторые факторы отодвинули на второй план важность финансового плеча для компаний, корпораций и малого бизнеса. Фактор всегда был финансовым партнером - третьей силой в связке "поставщик - покупатель". В сложных экономических реалиях значение финансового партнера повышается, а существенные размеры факторингового рынка позволяют говорить и содействии эффективной реализации государственной политики. Но со сложившейся практикой "факторинга без финансирования" любая компания, которая учтет дебиторскую задолженность в своем обороте, может добавить к рыночному обороту хоть 5 трлн рублей, но это так и останется пустыми цифрами без реальных действий.
2015 год может стать поворотным в истории российского факторинга, сыграв роль третьей силы - финансового посредника между малым бизнесом и крупными корпорациями или государством в условиях нестабильной ситуации и дорогих кредитных ресурсов. Поддержка малого и среднего предпринимательства (МСП) - один из ключевых векторов политики государства по диверсификации экономики. Одно из ключевых решений - дать доступ МСП к государственному заказу. В декабре было принято постановление правительства, которое обязывает госкомпании и естественные монополии довести объемы закупок у МСП до 18%. Документ вступает в силу 1 июля 2015 года.
Совокупный объем государственных закупок по итогам 2014 года составил 23 трлн рублей (сумма разыгранных лотов по 223-ФЗ и 44-ФЗ). Безусловно, при таком объеме закупок у поставщиков появляется потребность привлечь сторонние деньги по адекватной стоимости для финансирования исполнения своих обязательств по государственным контрактам. До сей поры проблематика финансирования поставщиков по госзаказу не была актуализирована. Однако для повышения эффективности государственного заказа при работе с МСП в текущих экономических условиях стоимость финансирования поставщиков и исполнителей становится важной составляющей. Стоимость любых заемных средств закладывается в продукцию, и за нее в конечном счете платит покупатель, то есть государство.
По факту отсутствие госфакторинга в России - это отказ заказчика по государственному контракту подписывать уведомление об уступке долга и оплаты по договору на счет фактора. Если поставщику факторинг нужен в первую очередь для пополнения оборотного капитала, то для государства применение факторинга решает стратегические задачи развития экономики страны.
Встраивание факторинга в цепочку взаимодействия между заказчиком и исполнителем позволит снизить стоимость заемных средств для исполнителей государственного заказа. Госфакторинг - это финансовый ключ к прозрачному и недорогому финансированию исполнителей заказа государства.