Новости

03.03.2015 11:46
Рубрика: Экономика

Спасут красотой

Дизайн-регламент сделает центр Воронежа чище и цивилизованнее
В Воронеже разработали правила оформления вывесок. Первые изменения горожане должны заметить в мае: дизайн-регламенту планируют подчинить здания вокруг Кольцовского сквера на главной площади. "Лицо" столицы Черноземья станет более благообразным и скромным.

Постепенно новые нормы внедрят на всей территории областного центра. Владельцам магазинов, кафе и офисов на крупных улицах придется отказаться от зазывно мигающих световых коробов, гигантских реклам в витринах, пластиковых или даже кирпичных стен на летних верандах кафе. Да и на периферии города наружный дизайн помещений придется держать в определенных рамках. Например, нельзя будет увешивать здание вывесками и табличками с первого до последнего этажа, как это сегодня нередко случается.

Подобные документы уже действуют в ряде мегаполисов: Лондоне, Сиднее, Нью-Йорке, Москве, Казани… Требования к внешнему виду вывесок, маркиз, пристроек на входе в разнообразные учреждения там ужесточали, также начиная с центра. Инициатива везде исходила сверху. И это понятно: бизнесмены в горячке конкуренции везде стремятся визуально "перекричать" друг друга, им трудно прийти к единому мнению по столь тонкому вопросу, как оформление фасадов.

В столице РФ дизайн-код для уличных информационных конструкций создавала известная студия Артемия Лебедева. Концепцию утвердили постановлением гордумы. Прописали не только допустимые габариты, цветовые решения и правила расположения таких объектов в различных зонах, но и ответственность за неисполнение регламента. Постепенно из-под вывесок показались архитектурные прелести старинных фасадов, перестали утомлять взгляды и отвлекать внимание крикливые витрины. Кому-то стиль, доминирующий ныне в центре Москвы или Санкт-Петербурга, покажется старомодным - названия магазинов, например, составлены из отдельных букв, на подложке или без. Но мало кто будет спорить с тем, что улицы стали выглядеть чище и цивилизованнее.

Бизнесменам трудно прийти к единому мнению по столь тонкому вопросу, как оформление фасадов

Против "шанхая в центре Воронежа" выступали многие местные и заезжие эксперты. О необходимости упорядочить вывески и уличную рекламу писали авторы нашумевшего доклада "Воронежский пульс", пытавшиеся взглянуть на культуру города широко и трезво. И вот областные власти заказали дизайн-регламент группе молодых специалистов во главе с Ильей Осколковым-Ценципером и Алексеем Ивановским. Те ориентировались на опыт Москвы, но не стали, как там, делать эскизы оформления каждого дома на "пилотных" улицах, а прорисовали лишь схемы.

Больше всего повезло организациям, арендующим здания вокруг площади Ленина. Каждая из них получит индивидуальный дизайн-проект размещения вывесок с учетом особенностей фирменного стиля. В результате фасады, выходящие на Кольцовский сквер, можно будет воспринимать как единый архитектурный комплекс. Сейчас здесь преобладают разномастные вывески, делая дома похожими на страницы газет бесплатных объявлений. Однако некоторые заведения на первых этажах изначально были оформлены с претензией на "европейскую" сдержанность. Характерное противостояние - две аптеки на отрезке в 20 метров. Название одной набрано небольшими отдельными буквами без подложки (оптимальный вариант, согласно новым правилам), другой - аршинным шрифтом на ярком фоне.

Пока дизайн-регламент - только рекомендация, но уже в первом квартале года его закрепят муниципальным правовым актом. В мэрии от комментариев по поводу новшества воздержались, а в областном департаменте архитектуры и строительной политики сообщили следующее:

- После утверждения дизайн-регламента "Внешний вид фасадов зданий и сооружений в городском округе город Воронеж" установленные им нормы будут обязательны для всех вновь создаваемых объектов. Кроме того, регламент предполагает подготовку паспорта фасада - куда войдут, в числе прочего, требования к цветовому решению, оформлению витрин и входных групп, типам, видам и размерам информационных конструкций. Работы по ремонту и окраске фасадов или их элементов будут проводиться при условии обязательного приведения их в соответствие с паспортом и дизайн-регламентом.

За неисполнение этих правил гражданам грозит административный штраф в размере от 500 до двух тысяч рублей, должностным лицам - от одной до пяти тысяч рублей, юридическим - от пяти до пятнадцати. Санкции предусмотрены действующим региональным законом № 74-ОЗ от 31.12.2003 года. Власти планируют ввести в него административную ответственность за нарушение внешнего вида и содержания фасадов зданий, строений и сооружений, а также несоблюдение требований к размещению, содержанию и внешнему виду информационных конструкций.

Справка "РГ"

Дизайн-регламент Воронежа регулирует расположение, размеры и внешний вид таких конструкций, как входные группы, вывески (включая крышные), панели-кронштейны, штандарты, таблички, витрины, маркизы, выносные и надувные конструкции. При этом он не затрагивает оформление рекламных носителей, остановок транспорта, элементов городской навигации, освещение и праздничное украшение улиц.

Авторы выделили на генплане зону строгой регламентации: центр, крупные магистрали, места расположения памятников истории и культуры - там запрещаются крупные вывески, лайтбоксы (световые короба), пристроенные входные группы и витрины, оклеенные непрозрачной пленкой или наглухо закрытые рекламными плакатами. В зоне общей регламентации допустимы послабления - например, вывески высотой до метра на первых этажах (в исторической части Воронежа они будут вдвое меньше).

Компетентно

Эркен Кагаров, консультант главного архитектора Москвы:

- Самый распространенный отзыв на проект "Дизайн-код Москвы": "Вот бы такое сделали у нас в…" - и дальше идет название города. На самом деле муниципалитетам вполне по силам это сделать самим и относительно недорого. Можно закрепить на уровне законодательства хотя бы основные правила и довести до сведения бизнеса, что новые вывески должны им соответствовать. Тогда не понадобится менять все разом. А можно объявить некий переходный период. Только наряду с универсальными нормами стоит проработать проекты для исторического центра, памятников архитектуры, учреждений культуры и ТРЦ.
 

Экономика Бизнес Малый бизнес Филиалы РГ Центральная Россия ЦФО Воронежская область Воронеж