Новости

03.03.2015 18:27
Рубрика: Экономика

Не выехали из тени

Рынку такси требуются новые правила игры
Легальные таксисты в регионах СЗФО бьют тревогу. Федеральный закон, принятый в 2011 году и призванный урегулировать работу таксомоторных компаний, не искоренил теневой рынок. Напротив, "бомбилы" получили преимущества перед "белыми" машинами с шашечками, а официальные перевозчики стали чаще уходить в тень.

Штраф как ползарплаты

Чтобы оказывать таксомоторные услуги по закону, компания должна получить специальное разрешение на каждую машину, организовать предрейсовый медицинский осмотр водителей, раз в полгода отправлять автомобили на технический осмотр. Те же правила распространяются и на индивидуальных предпринимателей.

Штрафы за различные нарушения на легальном рынке достигают 50 тысяч рублей. В то же время финансовое наказание для "бомбил", работающих без разрешения, не превышает пяти тысяч рублей. Теоретически у нелегального таксиста могут забрать автомобиль. Но для этого надо доказать, что владелец авто на самом деле регулярно "бомбит", привлечь свидетелей.

- Когда закон о такси только приняли, я встретил его с энтузиазмом, - рассказывает индивидуальный предприниматель из Калининграда Роман. - Тем более что у меня уже было зарегистрировано ИП. Оборудовал машину шашечками, получил лицензию, платил налоги, за свои деньги проходил медосмотр. И за небольшое нарушение - однажды утром не успел посетить врача - получил штраф, сопоставимый с моим двухнедельным заработком. Лучше бы потихоньку "бомбил", рискуя лишь пятью тысячами рублей.

Финансовое наказание для "бомбил", работающих без разрешения, не превышает пяти тысяч рублей

По разным оценкам, ежедневно на дороги Калининграда выходят порядка тысячи "бомбил" и лишь 300 "белых" перевозчиков. Причем чаще всего клиентов у таксомоторных компаний уводят так называемые диспетчерские службы.

Это фирмы, которые предоставляют информационные услуги, связывают водителей и клиентов. Диспетчеры работают вполне официально, платят налоги - в отличие от многих автовладельцев, заключивших с ними договор. Но вот ответственности за качество обслуживания перед пассажирами службы заказа такси не несут, поскольку требования к ним не прописаны в российском законодательстве.

ИП на день

Диспетчерские службы, которые оказались вне правового поля, не единственный пробел в законе о такси. Нередко нелегалы регистрируются как индивидуальные предприниматели, получают разрешение на перевозку пассажиров и багажа, и через непродолжительное время закрывают ИП. На руках у "бомбил" остается документ, который позволяет им не бояться случайных проверок. А налоги бывшие индивидуальные предприниматели не платят.

В Архангельской области, к примеру, по состоянию на сентябрь прошлого года региональное агентство по транспорту выдало таксистам 2287 разрешений.

- Проверки специалистов показали, что порядка 200 человек после получения разрешения прекратили предпринимательскую деятельность, но заниматься извозом не перестали, - рассказывает глава ведомства Вадим Кривов. - В то же время федеральное законодательство запрещает осуществлять перевозки после утраты статуса ИП.

Чтобы бороться с такими дельцами, в Поморье приняли поправки в региональное законодательство. Документ позволяет досрочно аннулировать разрешения перевозчиков, которые снялись с учета как индивидуальные предприниматели. Работа идет в двух направлениях: на основании официальных заявлений от законопослушных таксистов и межведомственного информационного взаимодействия. К примеру, сообщить агентству по транспорту, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо прекратили свою деятельность, может налоговая служба.

Белый, черный, желтый

В Вологодской области, по оценкам областной прокуратуры, работают около четырех тысяч нелегальных таксистов. Еще 2,4 тысячи перевозчиков трудятся на основании разрешений.

Чтобы навести порядок на рынке, вологодские депутаты предложили перекрасить все такси в белый, черный и желтый цвета. В таком случае клиенты могут быть уверены, что на машинах другой расцветки работают нелегалы.

Однако инициатива не нашла поддержки у официальных перевозчиков. Стоимость перекраски одного автомобиля в регионе колеблется от 30 до 70 тысяч рублей. И не исключено, что таксисты, не желающие тратить деньги на законную расцветку, опять уйдут в тень. К тому же люди, которые пользуются услугами "бомбил", как правило, знают, на что идут. И зеленый, красный или синий цвет авто их не смутит.

Прокурор Вологодской области Сергей Хлопушин согласен с депутатами, что законодательство необходимо ужесточить. Однако порядок следует наводить не только среди нелегалов, но и среди таксистов, получивших лицензии, считает глава надзорного ведомства.

- Водители не проходят медицинский осмотр перед выходом на линию, - комментирует ситуацию Сергей Хлопушин. - Никто не знает, что у них со здоровьем. Может, там предынфарктное состояние. Яркий пример - уголовное дело в отношении компании, которая организовывала трансферы в аэропорт. За ней - пять трупов. Мы провели проверку и установили, что в целях экономии предприниматель заставлял людей работать практически круглосуточно. Водители за рулем засыпали.

Диспетчер в законе

Эксперты, с которыми общалась корреспондент "РГ", сходятся в одном: рынку требуются новые правила игры. И они появились в этом году в виде поправок минтранса к закону "О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в России".

Согласно этому документу, штрафы для "бомбил" могут вырасти до 20-30 тысяч рублей. Повторное же нарушение грозит лишением прав. Кроме того, минтранс предлагает ввести наказание для диспетчеров, передающих заказы на перевозку водителям-нелегалам. Если поправки обретут законодательную силу, для должностных лиц штраф составит десять тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - 30 тысяч рублей. Ответственность понесут и компании, которые принимают заказы через Интернет, и обычные call-центры.

Председатель межрегионального профсоюза работников общественного транспорта "Таксист" Ярослав Щербинин назвал предложения минтранса очень актуальными. По его мнению, законопроект позволит повысить безопасность пассажиров и частично вывести таксистов из тени.

- Сейчас только крупные интернет-игроки на столичном рынке такси нанимают водителей с лицензией, - отмечает Ярослав Щербинин. - В небольших городах можно найти машину с "шашечками", которая приехала к вам после звонка в диспетчерскую, но разрешения на перевозку у нее нет. При этом диспетчерская не берет на себя ответственность за информацию и качество обслуживания. А вот процент за вызов получает немаленький.

Тем временем

Поправки минтранса в закон о такси могут обязать перевозчиков оборудовать свои машины аппаратурой ГЛОНАСС и тахографами. Ярослав Щербинин согласился с необходимостью установки аппаратов, которые контролируют время труда и отдыха водителя. Однако эксперт не отрицает, что инициатива может привести к росту цен на услуги такси для пассажиров.

Экономика Транспорт Общественный транспорт Филиалы РГ Северо-Запад СЗФО Калининградская область СЗФО Архангельская область СЗФО Вологодская область Правила работы такси