В высшую юридическую инстанцию страны обратился Алексей Авчинников, в настоящее время осужденный на 12 лет лишения свободы за торговлю наркотиками. В ходе задержания у него было изъято неопределенное вещество, для установления состава которого следователь назначил физико-химическую судебную экспертизу. Однако с результатами исследования, показавшего, что это был амфетамин, подозреваемого ознакомили только через семь месяцев после их получения.
Как следует из обстоятельств, изложенных в жалобе, заявитель посчитал противоречащими Конституции РФ положения Уголовно-процессуального кодекса РФ, которые содержат перечень прав и обязанностей участников следственного процесса, однако не устанавливают временных рамок для их исполнения. Так, статья 198 "Права подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля при назначении и производстве судебной экспертизы" устанавливает право в том числе заявлять отвод эксперту или ходатайствовать о производстве судебной экспертизы в другом экспертном учреждении. Однако на практике перечисленные лица не имеют возможности реализовать эти права, если узнают о проведении экспертизы только после получения ее результатов.
КС РФ уже не раз разъяснял, что ознакомление с постановлением о назначении судебной экспертизы должно быть осуществлено до начала производства экспертизы, "в противном случае участники процесса лишаются возможности реализовать связанные с назначением экспертизы и вытекающие из конституционных принципов состязательности и равноправия сторон права, закрепленные статьей 198 УПК РФ".
- Ознакомление подозреваемого, обвиняемого с постановлением о назначении экспертизы после ее производства должно расцениваться как недопустимое нарушение права на защиту, принципа состязательности и равноправия сторон, - указал КС РФ.
В то же время жалобу Авчинникова суд отклонил как не подлежащую рассмотрению. Федеральный законодатель учел рекомендации КС РФ и в 2013 году внес все необходимые изменения в действующие правовые акты. Несоблюдение предусмотренных статьей 198 УПК РФ прав участников уголовного судопроизводства при назначении и производстве экспертизы может быть предметом как прокурорской, так и судебной проверки по их жалобам. Что касается обстоятельств конкретного дела Авчинникова, то их рассмотрение не относится к компетенции КС РФ.