Открылась выставка, посвященная Великой княгине Елизавете Федоровне

Сегодня вечером в московском музее современной истории открылась выставка "Белый ангел", посвященная Великой княгине Елизавете Федоровне.

- Это человек, о котором хочется говорить неформально, - сказала, открывая выставку директор музея современной истории Ирина Великанова. Она поблагодарила всех участников и партнеров - экспонаты на выставку представили музеи Московского Кремля, Исторического музея, Третьяковки, ведущие архивы России, частные коллекционеры - за замечательную попытку "отдать долги" великому человеку воспоминаниями о нем.

- Открывая эту выставку, мы в какой-то мере исполняем благословение Патриарха, сказавшего в дни празднования 150-летия со дня рождения Великой княгини Елизаветы Федоровны, что необходимо сделать так, чтобы ее образ стал ближе нашим современникам, - сказал глава синодального отдела по церковной благотворительности, епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон.

Он напомнил, что Великая княгиня в самом начале 20 века столкнулась с бедой, ставшей самой горькой актуальностью 21 века - с терроризмом, жертвой которого пал ее муж, великий князь Сергей Александрович. Пока гостям выставки рассказывали о главной героине выставки, гости рассматривали необычные экспонаты. Здесь можно было увидеть и старую, начала века "стерильную повязку с iодом" из лечебницы Марфо-Мариинской обители, и Временный устав обители, и фотографии кабинета Елизавета Федоровны, где она обычно принимала журналистов.

Более всего Великая княгиня прославилась как раз делами милосердия. После смерти мужа она основала Марфо-Мариинскую обитель. Это был не совсем монастырь, ее обитательницы не обязаны были принимать постриг, они были свободны в выборе жизненного пути, могли и выйти замуж, но пока жили в обители, они служили болящим. Жена известного художника Павла Корина была сестрой милосердия Марфо-Мариинской обители. Это было по сути служение диаконисс, активно осуществляемое в первые века христианства, которое Великая Княгиня Елизавета вдруг решилась возродить. Это был своего рода духовно-социальный эксперимент.

Интеллигенция того времени восхищалась решениями и поступками Великой княгини, а храмы Марфо-Мариинской обители расписывали лучшие художники того времени. Великая княгиня не боялась ходить по трущобам и собирать там больных, и говорила, что Образ Божий в опустившихся людях не исчезает.

Впрочем, на выставке можно увидеть и образ Великой княгини во времена светской половины ее жизни. На знаменитом балу в русском стиле в феврале 1903 года, проходившем в Зимнем дворце, она с княгиней Зинаидой Юсуповой солировала, когда гости танцевали "Русскую", а ее русский костюм был полностью использован при создании игральных карт "Русский стиль". Ее костюм перекочевал в одеяние дамы треф, а государя Николая II - в короля червей.