Проект был инициирован региональными властями, однако в комиссию вошли не только чиновники комитета потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования, но и представители ряда общественных организаций.
Изначально первыми в рейтинге оказались местные ретейлеры. Два десятка наименований социально значимых товаров из 24 наблюдаемых там стоили ниже, чем в супермаркетах федеральных сетей. Пока ситуация не меняется, и главные позиции в рейтинге занимают курские предприятия. Однако даже лидеры постепенно стали делать цены еще ниже. Так, стоимость сахара в одних супермаркетах упала на восемь рублей, а у конкурентов - сразу на десять. Вслед за курскими стали снижать цены и другие торговые сети: рейтинг показал, что за неделю килограмм куриного мяса подешевел примерно на десять рублей, а макароны - на четыре.
- Тенденция к снижению цен будет продолжена, - уверена начальник управления потребительского рынка региона Вера Дьяконова. - В настоящее время мы формируем очередной рейтинг и видим, что цены на некоторые товары снизились совершенно неожиданно.
Вера Дьяконова подчеркивает, что рейтинг - это не какая-то рекламная акция для местных ретейлеров, а объективный анализ ценовой политики сетей.
- В мониторинге принимают участие и представители самих магазинов, - отметила она. - И это естественно: они смотрят на собственные цены и потом сравнивают их с ценами конкурентов. В принципе, они и раньше так делали, но теперь, зная, что все это будет обнародовано, - спешат как-то привлечь покупателя. Никому не хочется, чтобы человек из одного магазина перешел в соседний, а мы, как правило, так и проводим мониторинг - берем те торговые точки, которые стоят рядом. Это обостряет конкуренцию, и надо сказать, что даже федеральные сети стали внимательнее относиться к финансовым возможностям покупателей.
Однако не только стоимость продуктов волнует курских экспертов, но и их качество. Традиционные "смотры", которые проходят в регионе в формате "контрольной закупки" сейчас стали еще популярнее. Своеобразные "тесты" прошли хлеб, сливочное масло, майонез, пряники, сыры и сельдь. В курском центре контроля качества подчеркивают, что все "смотры" преследуют лишь одну цель - показать потребителям самое лучшее и научить внимательнее относиться к продуктам. В сложных экономических условиях без этого просто не обойтись.
Андрей Благирев, директор курского центра контроля качества
- Недавно мы тестировали кабачковую икру, и два образца из пяти не прошли лабораторный контроль. Мы проинформируем об этом не только производителя продукции и Роспотребнадзор, но и все торговые сети и потребителей. После каждый сможет принять решение - производить, продавать, покупать ли эти продукты. Никому навязывать свое мнение мы не будем, однако, как правило, после подобных проверок торговые сети сами отказываются от закупок товара сомнительного качества - дорожат доверием покупателя. При этом стоит сказать, что не всегда качественный продукт - самый дорогой. В нашей практике были случаи, когда товар по приемлемой цене превосходил по качеству более дорогой его аналог. Так что придерживаться устоявшегося мнения "хорошее - значит дорогое" не стоит.