Самые известные экранизации Габриэля Гарсиа Маркеса
"Вдова Монтьель" (1979)
Одна из первых широко растиражированных экранизаций великого колумбийца с большим успехом прошла не только в южноамериканском, но и в советском прокате (правда, в СССР пленка с фильмом добралась шестью годами позже). Работали над "Вдовой" кинодеятели сразу из четырех стран - Венесуэлы, Кубы, Мексики и Колумбии. А главная роль досталась не кому-нибудь, а настоящей звезде - Джеральдине Чаплин, дочери гениального Чарли. Актрису привлекла, в первую очередь, критика диктаторских режимов, весьма мощно прочерченная и в литературном первоисточнике, и в кинематографическом сценарии. Критики оценили смелое политическое высказывание: выдвинули картину Мигеля Литтина на "Золотого медведя" Берлинале.
"Время умирать" (1985)
Лента Хорхе Луи Трианы - пожалуй, один из самых известных фильмов, снятых по произведениям Маркеса. Четкая и лаконичная картина совместного производства Колумбии и Кубы снова пришлась по вкусу советскому кинолюбителю. Благо, все необходимое для зрительского интереса - и сейчас при ней. Тут есть и по сей день интересная многим тема кровной мести (разумеется, с соответствующим людям горячей крови колоритом), и острая социальная подоплека, которую сам писатель вплетал и в свои реалистические сюжеты, и в откровенно фантастические перепетии самых известных романов. К тому же, "Время умирать" считается одной из лучших картин о Колумбии как таковой с ее пейзажами, бытом и нравами.
"Эрендира" (1983)
Киноадаптация одной из самых ярких повестей Габо - уже не просто реалистической, а выдержанной в ставшем для него фирменном стиле "магического реализма". Работа известного бразильского режиссера Руя Герры - общепризнанно удачная попытка переноса специфического маркесовского языка на большой экран. Приложили руки к фильму и европейские функционеры кино из Франции и ФРГ. Результатом стала номинация на "Золотую пальмовую ветвь" Каннского фестиваля. "Эрендиру" хвалили за красивую картинку, бережное отношение к литературному оригиналу, символизм и высокохудожественный эротизм. Последний, кстати, не оценили советские цензоры. Поэтому у нас ленту показывать не стали.
"Полковнику никто не пишет" (1999)
К концу двадцатого века книги Маркеса не стали менее популярными. Скорее, наоборот: именно в это время колумбиец вошел в когорту литераторов, которых можно было называть модными - со всеми сопутствующими плюсами и минусами. Роман о полковнике, воспетый рок-группой "Би-2", перенес в кино мексиканец Артуро Рипштейн - ученик Луиса Бунюэля. А одну из ведущих ролей сыграла Сальма Хайек - ныне голливудская звезда крупнейшего калибра. Экранизация получилась практически дословной (и это комплимент). Правда, акцент на политике частично вытеснила мелодрама. Но это не помешало "Полковнику" удачно пройти в прокате. Он попал в конкурсную программу Канн и удостоился похвалы на престижном форуме "Сандэнс".
"Любовь во время холеры" (2007)
"Любовь во время холеры" стала самой дорогой - по крайней мере, на сегодняшний день - экранизацией Маркеса. Съемки обошлись в 45 миллионов долларов. Впрочем, ничего удивительного в этом нет: в 2007-м до текстов колумбийского классика, наконец, дорвался Голливуд. А он, как известно, на бюджетах не экономит. Впрочем, мнения о ленте нельзя назвать однозначными: и матерых киноведов, и поклонников писателя смутила излишняя, совсем не красящая картину простота - с явным прицелом на американского обывателя. Правда, неплохие оценки получил Хавьер Бардем, изобразивший перед камерами главного героя - Флорентино Арису. Но для успеха - как у критиков, так и коммерческого - этого оказалось мало: сборы фильма - "всего" 31 миллион в валюте США.
"Вспоминая моих печальных шлюх" (2011)
Последний из прижизненно снятых фильмов по мотивам литературных произведений Габриэля Гарсиа Маркеса можно назвать своего рода прощальным подарком замечательному Габо. Картина получилась по-настоящему хорошей и трогательной - вполне в духе одноименной повести (ее Маркес опубликовал в 2004-м - после затянувшегося периода молчания). Один из самых приятных моментов - возвращение Джеральдины Чаплин к работе с текстами Маркеса впервые после роли вдовы Монтьель (то есть, спустя тридцать с небольшим лет). Но и без нее у ленты много достоинств: история престарелого журналиста-циника, который на исходе жизни оказывается способным на настоящее чувство, вряд ли оставит любителя хорошего кино равнодушным.