В Александринском театре покажут спектакль по пьесе "Живой труп"

"Третий выбор", Александринский театр. Новая редакция спектакля Валерия Фокина по пьесе Льва Толстого "Живой труп". В роли Федора Протасова актер МДТ - Театра Европы Петр Семак. 12, 21 марта, Санкт-Петербург.

По этимологическому выражению, получившему широкое хождение после появления драмы Толстого и сохраняющему свое значение и по сей день, живой труп - это человек опустившийся, нравственно опустошенный, а также вообще что-либо омертвевшее и изжившее себя... В первом спектакле Валерия Фокина по Толстому слабый, падший, пьяный человек трансформировался в невероятно сильного, нашедшего в себе мужество признать, что он действительно лишний не только в своей семье, но и в жизни. А вот как он дошел до жизни такой? "Только когда выпьешь, перестает быть стыдно" - это было не совсем про него. Лейтмотивом в его жизни звучало: "Мы любим людей за то добро, которое мы им сделали, и не любим за то зло, которое мы им совершили", но ни первым, ни вторым мы не хотим мешать жить. И речь шла не столько о кризисе среднего возраста, захватившем главного героя, сколь о вневозрастном и независящем от пола трагизме человека, ощущающего себя посторонним в жизни, которую он не приемлет, но в которой он мало что может изменить.

Во второй редакции спектакля, получившем название "Третий выбор", были вскрыты новые пласты толстовской пьесы и сделаны новые временные акценты и новые - антигероические - интонации. "Для меня сегодня очень важен сам момент неучастия, ухода, который требует не меньшего мужества, чем героизм, - рассказывал перед премьерой режиссер и художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин. - Потому что с героями и героическими проявлениями мы сегодня встречаемся часто, - с псевдогероями и псевдогероикой, а вот иметь мужество при том, чтобы отойти в сторону не от трусости, не от робости, не от лени, а именно быть над схваткой - это серьезная позиция. И эта тема мне показалась сегодня более важной и актуальной".

Уход от мира в новом спектакле будет осуществлен силами, нервами и талантом приглашенного из Малого драматического театра додинского актера Петра Семака. Роль Федора Протасова станет его второй работой на Александринской сцене (после Арбенина в лермонтовской безупречно изысканной постановке Валерия Фокина "Маскарад. Воспоминания будущего"). Событие это как для самого актера, так и для его поклонников долгожданное и выстраданное: о сценических муках Протасова Петр Семак мечтал лет тридцать. Прежде чем Валерий Фокин сделал свой новый и правильный "Третий выбор".