"Мы прогнозируем ухудшение качества активов не только в сегменте предприятий малого и среднего бизнеса, но и в сегменте более крупных корпоративных клиентов, - отмечают аналитики S&P. - В розничном сегменте высокая кредитная нагрузка населения на фоне снижения личных доходов обусловит дальнейшее повышение расходов банков на формирование резервов".
Новые резервы на возможные потери по кредитам в этом году могут составить около 2,5 трлн руб. (по МСФО). Вместе с тем внезапной стрессовой ситуации в банковском секторе в ближайшие несколько месяцев не ожидается - в основном из-за того, что правительство будет продолжать оказывать поддержку некоторым ключевым государственным корпорациям.
В то же время в Fitch считают, что российским банкам придется создать дополнительных резервов на 100 млрд руб., в случае если ЦБ обяжет полностью резервировать проблемную задолженность по неипотечным потребительским кредитам. Сейчас банки должны создавать 50-процентные резервы по необеспеченным кредитам с просрочкой от трех до шести месяцев и 75-процентные с просрочкой 181-360 дней. Аналитики считают, что существенной проблемой для банковской системы это не станет, так как дополнительная нагрузка составит 1,5% от совокупного объема банковских активов. Однако для розничных банков, в основе бизнеса которых работа с потребительскими кредитами, новые обязанности могут создать сложности. На такие банки, как отмечают в Fitch, приходится почти треть всех проблемных потребительских кредитов.
Рост доли просроченной задолженности на фоне снижения темпов прироста кредитного портфеля создает дополнительные риски ликвидности в банковской системе, отметил заместитель председателя Комитета Госдумы по финансовому рынку, президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков. Выступая на заседании Межбанковского совета в Совете Федерации, он напомнил, что в прошлом году темпы роста просроченной задолженности составили 40%, а в январе 2015 года просроченная задолженность увеличилась с 3,2% до 4,5% по корпоративным кредитам и с 5,9 до 6,2% по розничным.
Также, по словам Аксакова, в прошлом году произошли существенные изменения и в структуре источников формирования ликвидности. Более чем в два раза по сравнению с 2013 годом сократился приток вкладов, при этом существенно увеличились депозиты юрлиц. "Возникает парадокс - экономике нужны деньги, и у отдельной группы предприятий средства есть, но они не циркулируют в экономике. Предприятиям выгоднее зарабатывать на депозитах, чем пускать их в экономику. На мой взгляд, надо найти механизм дестимулирования нахождения средств юрлиц на депозитах", - отметил депутат.
В несколько раз в прошлом году увеличилась доля Банка России в пассивах банков. На 1 января 2015 года она достигала 12%. В S&P прогнозируют дальнейшее увеличение доли государственного финансирования для российской банковской системы - по крайней мере, до конца 2015 г. С учетом корректировки на колебания валютного курса, рост активов более чем на 50% финансируется из государственных источников, главным образом из средств Банка России и минфина (по сравнению с 20% в 2013 г.).
Чтобы не создавать для банков дополнительной нагрузки, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) внес в правительство предложение "заморозить" нормативные акты, которые могут добавить трудностей - в частности, введение повышенного резервирования под портфели необеспеченных кредитов. "А то мы принимаем программу по антикризисному развитию, где соглашаемся не увеличивать фискальную нагрузку, а через два-три месяца различные ведомства наперегонки начинают предлагать поднять налоги - то на малый бизнес, то на банки, то еще на что-то другое", - отметил исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев на "круглом столе" "Новые реалии банковского ретейла". Он обратил внимание на закредитованность и увеличение объема плохих активов в банковском секторе и напомнил об идее создания "банка плохих долгов". "Но замотают это дело, и опять не будет ни банка токсичных активов, ни агентства. И сами банки снова будут вынуждены со своими помойками разбираться. Поэтому нам сегодня надо понять, что происходит в банковском секторе - и у партнеров, и у конкурентов. И научиться на своем и чужом опыте преодолевать кризисные явления", - сказал Мурычев.
Впрочем, не все участники "круглого стола" согласились с тем, что банковский сектор закредитован. Советник президента Интеркоммерц Банка Елена Речкалова отметила, что больше 60% россиян не имеют никаких долгов - ни банковских, ни перед МФО, ни по ЖКХ. Доля населения, которое имеет более 5 кредитов, всего 0,6%. "Совсем не берет кредиты население со средним и высоким доходом, - сказала эксперт. - И у банков просто не доходили руки, чтобы заниматься залоговым кредитованием, а это нормальное банковское кредитование". Сейчас, по ее мнению, будет развиваться кредитование под любое обеспечение. Почти 90% населения имеет активы, например квартиру, машину и так далее. Это означает, что такие клиенты - уже как минимум не мошенники, говорит Речкалова, им есть что терять, и они не пойдут в банк лишь с целью его обмануть. "И вот на кредитовании этого сегмента банкам и надо сосредоточиться", - уверена эксперт.