В России работает около 1000 компаний, предоставляющих франшизы, говорит Юрий Михайличенко, генеральный директор Российской ассоциации франчайзинга: "Это примерно, точную цифру никто не знает. Мы оцениваем рынок в 750-800 реальных франшиз. Из них около 350 - это те, которые можно назвать успешными". В основном по франшизе работают представители малого и среднего бизнеса: кафе, рестораны, салоны красоты, медицинские клиники, фитнес-центры и т.д. В общем, та категория бизнеса, которая сегодня испытывает наибольшие трудности. Казалось бы, развития франчайзинговым компаниям ждать неоткуда. "Практически встал рынок кредитования, - подтверждает Юрий Михайличенко, и тут же добавляет, - но во франчайзинг пошел поток частных инвесторов. Причем речь при вложении средств не идет об окупаемости и суперрентабельности. Речь идет о том, чтобы иметь собственный "свечной заводик", который приносит пусть небольшую, но прибыль". Ирина Чирва и Елена Коростылева, учредители франчайзинговой сети Тонус-Клуб отмечают, что в начале 2015 года количество заявок на покупку франшизы увеличилось на треть. И так происходит уже не первый раз. "В кризис 2008-2009 годов у нас был прорыв, связанный с развитием сети. Это было очень удивительно для нас и очень неожиданно", - говорит Елена Коростылева. Елена Рыбина, генеральный директор ТМ "33 пингвина" добавляет: "Мы не считали, растет ли количество заявок, но точно не снижается".
Ситуация во франчайзинге напоминает панику в декабрьских магазинах, когда с полок сметалась вся техника. В бизнесе те, у кого остались деньги, также пытаются сохранить их путем правильного вложения. Кризис - не время для экспериментов, поэтому инвесторы выбирают проверенные бизнес-модели, которые и предлагает им франчайзинг. "Франчайзинговые компании оказываются более устойчивыми в кризис за счет использования проверенной, не единожды растиражированной модели, за счет серьезной оптимизации расходов", - поясняет Юрий Михайличенко. Поэтому желающие сохранить деньги с помощью вложения их в бизнес выбирают франшизы.
Однако это не говорит о том, что бизнес по франшизе сейчас вести легко. "В кризис главная задача компании - это выстоять всей сетью. Поэтому франчайзеры идут на уступки по роялти. Они готовы опускать роялти за использование франшизы до самого минимума, потому что задача компании сейчас не получить максимальную прибыль, а выжить, - сообщает Юрий Михайличенко. - Я знаю, что сейчас в ряде компаний идут переговоры по роялти, в том числе в компании "Стардогс"".
Сегодня пересматриваются договоры аренды. Так как платежи были установлены в валюте, то для большинства арендаторов сегодня они стали непосильными. И то, что началось как кошмар для арендатора, сегодня превращается в кошмар для собственника помещений. Арендаторы стали отказываться от имиджевых площадок. Этим объясняются пустующие площади на Тверской и других центральных улицах столицы. Крайне редко эти магазины приносили большую прибыль, чаще их использовали для того, чтобы подчеркнуть статус бренда. Франчайзинговые сети "чистят" свой бизнес - закрываются корпоративные объекты, принадлежащие собственнику бренда напрямую, которые не приносят прибыли. В итоге освобождаются площади, арендодатели начинают держаться за оставшихся арендаторов, что отражается и на стоимости площадей. Вячеслав Шикулов, президент "Самсонайт СНГ", говорит, что по торговым центрам произошло снижение арендных ставок в среднем на 50% в рублях. Но работать компаниям приходится в условиях непрекращающихся переговоров. "Процесс переговоров длится постоянно, мы получаем условия на два месяца, потом еще на два месяца, где-то переходим на процент от оборота", - говорит Максим Макшанов, генеральный директор "Кофе СЭТ", мастер-франчайзи Coffeeshop Сompany. Но договориться о новой цене удается не всегда. "В Санкт-Петербурге мы не договорились об одном помещении и нам пришлось закрыть кофейню собственной сети", - говорит Макшанов.
Еще один из процессов, запущенный кризисом, - это поиск местных продуктов, товаров, материалов на замену импортным. В ловушку попали компании, которые работают с кофе. Кофейни и кофе на вынос находятся на пике популярности в больших городах России, но зарубежные франчайзеры устанавливают к закупаемому кофе строгие требования. Эрнесто Гонсалес, старший вице-президент по развитию "Росинтер Ресторантс Холдинг", говорит, что головная компания устанавливает сорт кофе, который необходимо закупать в заведения сети. Это гарантирует клиенту одинаковое качество напитка по всему миру. Но за счет роста валют стоимость кофе резко выросла. При таких жестких условиях единственным выходом является снижение стоимости продукта непосредственно компанией-франчайзером. Чаще всего франчайзер, который специализируется на кофе, имеет договоренности с поставщиками этого продукта и может влиять на закупочную цену или сменить поставщика.
Сегодня стали актуальны вопросы производства товаров в непосредственной близости от мест продажи. Так, Вячеслав Шикулов говорит, что в России началось производство перчаток под брендом Самсонайт. До наступления кризиса головная компания не соглашалась на это, а сегодня готова обсуждать даже производство самих чемоданов на территории РФ.
Франчайзеры говорят о том, что создавшиеся условия - рост валют к рублю - создали условия, невыгодные для импорта и выгодные для экспорта. И это вполне возможная модель развития российского франчайзинга. Российские франшизы в поисках новой прибыли могут выйти за пределы страны. "Тот, кто смог тиражировать свой бизнес в Казахстане, сможет сделать это и в Германии", - говорит Юрий Михайличенко. Однако франчайзеры готовы идти сразу на крупные рынки. Денис Коровин, генеральный директор компании "Хэратс" (сеть Harat s pub) мечтает открыть свои пабы в Китае. Китайские клерки сегодня активно американизируются и европеизируются, а также у них есть традиция идти в бар с коллегами после работы. "Зачем идти на маленький рынок, если можно сразу идти на рынок с 1,5 млрд потенциальных клиентов, - говорит Денис Коровин. - Только представьте - 1,5 млрд, и все они готовы тратить".