Фискальную нагрузку на предпринимателей предложили снизить

Совет Федерации одобрил законопроект, передающий Федеральной налоговой службе (ФНС) полномочия правительства РФ по предоставлению отсрочки и рассрочки по уплате федеральных налогов на срок от одного года до трех лет.

Сейчас, согласно Налоговому кодексу РФ, отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов и сборов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года, может быть предоставлена только по решению правительства РФ. Решения по уплате налогов на срок, не превышающий один год, принимаются ФНС. Также ФНС сейчас устанавливает наличие оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и сборов, проводит анализ финансового состояния хозяйствующих субъектов на признаки банкротства и другое. По мнению авторов законопроекта, передача полномочий ФНС позволит упростить процедуры рассмотрения материалов и принятия соответствующих решений, а также исключить дублирующие функции. Логично, что то же самое ведомство, которое проверяет правильность отчетности, может оценить платежеспособность предприятия и наличие оснований для отсрочки, будет заниматься решением вопроса о ее предоставлении.

"Очевидно, что таким ведомством (принимающим решение о предоставлении отсрочки. - "РГБ") должно быть ФНС или Министерство финансов РФ. С этой точки зрения ФНС наиболее правильный выбор. При этом ожидать существенного упрощения (с точки зрения доступности самого инструмента) не следует, так как основания и процедура получения отсрочки установлена законом и не претерпела изменений", - считает Марк Ровинский, заместитель руководителя налоговой практики АБ "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры".

Однако председатель комитета "Деловой России" по налогам Марина Зайкова уверена, что передача ФНС полномочий по предоставлению отсрочки и рассрочки по уплате всех налогов не просто упростит процедуры рассмотрения материалов и принятий соответствующих решений, а просто сделает статью 64 НК РФ реально работающей. "Мы предлагаем упростить и предоставление инвестиционного налогового кредита (ст. 66 НК РФ), а также предоставлять рассрочку и отсрочку по начисленным штрафам и пени по решению ФНС. В случае нехватки оборотных средств предприятие должно иметь возможность заключить с ФНС инвестиционный договор, подписать график погашения задолженности перед бюджетом и таким образом выжить", - рассказала она "РГБ". Это тем более логично было бы сейчас, когда количество убыточных организаций в РФ растет. Только за прошлый год их доля увеличилась на 1,3% по сравнению с предыдущим годом и составила 28,1%, сообщил Росстат. При этом более чем на 3% выросла доля убыточных предприятий в транспортировании по трубопроводам (на 6,3%), в рыболовстве и рыбоводстве (на 3,6%), в обрабатывающих производствах (на 3,2%), в связи (на 4,8%).

Снизилась доля убыточных компаний лишь в сельском хозяйстве (на 3,8% до 21,2%), строительстве (на 0,6% до 22,9%) и на железнодорожном транспорте (на 0,7% до 21,2%). В прошедшем году, по данным Росстата, сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций составил 5,9 трлн руб. Прибыль в размере 9,6 трлн руб. получили 41,3 тыс. организаций, 16,1 тыс. организаций - убыток на сумму 3,666 трлн руб. В 2013 году сальдированный финансовый результат составил 6,495 трлн руб.

На этом фоне оправданным выглядит поручение премьер-министра РФ Дмитрия Медведева правительству проинвентаризировать все ранее принятые решения об увеличении так называемой квазиналоговой нагрузки на бизнес и при необходимости сделать предложения по отсрочке такого увеличения. Об этом сообщил журналистам глава минэкономразвития Алексей Улюкаев.

Некоторые предложения на этот счет уже содержатся в антикризисном плане правительства: это касается ветеринарных сертификатов, а также взносов на страхование гражданской ответственности владельцев особо опасных объектов. Однако ревизию необходимо делать в первую очередь не на федеральном уровне, а на региональном, поскольку большая часть квазиналогов регулируется нормативными актами субъектов РФ, уверен Андрей Самойлов, старший юрист, адвокат AstapovLawyers International Law Group: "Например, постановление правительства Москвы от 25 декабря 2012 г. предусматривает коэффициент дефлятор в размере 1,10, который увеличивает стоимость аренды ежегодно в автоматическом режиме. Также в Москве с 1 июля 2015 г. планируется введение торгового сбора, который по сути является обязательным ежеквартальным платежом за право ведения торговой деятельности на объектах осуществления торговли".

Квазиналоговые (парафискальные) платежи есть в каждой отрасли. В зависимости от той или иной отрасли их значение может быть больше или меньше. Например, в производстве большое значение имеют экономические сборы - утилизационные платежи. "В этой части РСПП разработал специальный план, указав основные антикризисные меры и, в частности, главные парафискальные платежи, на применение которых следует наложить мораторий. При этом надо понимать, что решение о таком моратории может даться непросто в сложной бюджетной ситуации", - отмечает Марк Ровинский.

"Квазиналоговые или парафискальные платежи - это дополнительная и очень значительная нагрузка на бизнес. Серьезную работу по их инвентаризации проводит сейчас ТПП РФ, насколько я знаю, они выявили уже около ста парафискальных платежей, таких как экологические, утилизационные сборы, штрафы, связанные с водоснабжением и отведением, регистрационные сборы и проч. Самый простой вариант - перенести сроки повышения или введения таких платежей, лучше до 2018 года. Вариант потруднее, но, с нашей точки зрения, более методологически верный - после инвентаризации все значимые парафискальные платежи перевести в фискальную плоскость, закрепить их регулирование и администрирование в НК РФ, передать функции администрирования в ФНС. Прочие сборы упразднить. Это и бюджет, затрачиваемый на содержание "сборщиков сборов" позволит сэкономить, и количество проверок снизит", - считает Марина Зайкова.

Квазиналоговые или парафискальные платежи - это дополнительная и очень значительная нагрузка на бизнес

Пересмотр нормативно-правовых актов в сфере повышения налоговой нагрузки в первую очередь будет сосредоточен на сфере малого и среднего бизнеса. Последний календарный год был для него наиболее сложным и рискованным, так что в такой ситуации дополнительное давление со стороны государства могло бы быть для предпринимателей губительным, подытоживает Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга "ФИНАМ".