10.03.2015 00:40
    Поделиться

    Эксперт: Обмен налоговой информацией построен на принципе взаимности

    Обмен налоговой информацией построен на принципе взаимности
    Международный обмен налоговой информацией является краеугольным камнем налогового администрирования трансграничного бизнеса. Без хорошо налаженного обмена сведениями невозможно в полной мере реализовать ни проверку трансфертного ценообразования, ни налогообложение контролируемых иностранных компаний (КИК). Несмотря на то что Россия ввела у себя эти институты, их эффективность останется крайне малой вплоть до того момента, когда будет полностью решен вопрос с обменом информацией.

    Сегодня в мире существуют три основных вида обмена налоговыми сведениями между государствами: по запросу (налоговая информация запрашивается уполномоченным органом одного государства у уполномоченного органа государства - партнера в отношении конкретного налогоплательщика (конкретной операции), спонтанный (уполномоченный орган одного государства по собственной инициативе предоставляет иному государству имеющуюся у него информацию о возможном уклонении от налогообложения конкретного лица) и автоматический (информацией, потенциально имеющей значение в целях налогообложения, государства обмениваются на регулярной основе без дополнительных запросов и процедур (например, ежегодно предоставляется информация в отношении операций всех резидентов страны-партнера).

    Россия применяет лишь обмен информацией по запросу. Он предусмотрен двусторонними соглашениями об избежании двойного налогообложения (СОИДН), которые разработаны на базе Модельной Конвенции ОЭСР в отношении налогов на доходы и капитал. Сейчас Россия имеет такие СОИДН более чем с 80 государствами. Обмен информацией "по запросу" существенно ограничен. Во-первых, СОИДН касаются исключительно налогообложения дохода и прибыли (НДФЛ и налог на прибыль), обмен информацией по иным налогам (включая НДС, акцизы, налоги на имущество) этим видом соглашений не предусмотрен в принципе. Во-вторых, это формальная процедура обмена данными - ответ будет дан только в рамках поставленного вопроса, т.е. для формирования эффективного запроса иностранному партнеру у российской стороны уже должно быть достаточно собственных оснований полагать налоговое уклонение в действиях налогоплательщика. В-третьих, это адресный обмен информацией: очевидно, что он не может носить массовый характер и производится только в отношении наиболее интересных персоналий.

    На обмен информацией с офшорами более ориентировано Модельное соглашение ОЭСР об обмене налоговой информацией (OECD Model Tax Information Exchange Agreement) - оно напрямую касается информации о владении офшорами и офшорными трастами, банковской информации. В РФ есть возможность заключить договоры такого типа на базе постановления правительства РФ от 14 августа 2014 года N 805. Тем не менее сегодня такие соглашения у нас отсутствуют, и ни один крупный офшор не планирует подобных инициатив.

    Спонтанный обмен может быть не прописан конкретными международными двусторонними договорами, для него достаточно, чтобы страна, передающая информацию, признавала в своем локальном законодательстве возможность такого обмена (например, такое правило есть в законодательстве Голландии). На практике такой обмен производится крайне редко.

    Что касается автоматического обмена налоговой информацией, то сейчас у России есть возможность получать информацию таким образом только из стран Евразийского экономического союза и только в отношении таможенного НДС.

    В мировой практике автоматический обмен регулируется в первую очередь Конвенцией ЕС и ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым вопросам. Эта конвенция касается абсолютного большинства налогов, а также предусматривает международные налоговые проверки и совместную работу по взысканию недоимок.

    Россия подписала эту Конвенцию в 2011 г., а в конце 2014 г. она была ратифицирована. Однако для реализации автоматического обмена необходимо еще согласовать процедурные документы с государствами - участниками Конвенции.

    Не менее интересна и другая тенденция автоматического обмена - обмен информацией о движении средств на иностранных банковских счетах (по типу американского закона FATCA). Спонтанный и автоматический обмен банковской информацией регулируется таким рекомендательным документом ОЭСР, как Единый стандарт автоматического обмена информацией о финансовых счетах (OECD Standard for Automatic Exchange of Financial Information).

    Для применения этого стандарта необходимо пройти два этапа: сначала требования стандарта к финансовым учреждениям по сбору и предоставлению информации о клиентах и их операциях (правила Due Diligence) должны быть введены в национальное законодательство, затем государства должны будут согласовать обмен такими сведениями на международном уровне. ФНС заявила, что сможет обмениваться информацией в рамках стандарта начиная с 2018 года.

    Обмен со временем будет развиваться, но до его эффективной работы в отношении большого количества налогоплательщиков сейчас довольно далеко

    Как видно, эффективность обмена информацией зависит от способности России достигнуть необходимых договоренностей с большим количеством государств. При этом офшоры, в которых сосредоточена информация о российских бенефициарах, в силу экономических причин не заинтересованы в заключении с России международных соглашений по обмену информацией. Что касается европейских юрисдикций, то достижение Россией договоренностей с ними осложнено сейчас общей политической ситуацией, связанной с событиями на Украине.

    Кроме того, обмен налоговой информацией построен на принципе взаимности, который изначально не соблюдается в отношениях между офшорными и европейскими юрисдикциями с Россией - российские налоговые органы, безусловно, крайне заинтересованы в получении налоговой информации из указанных юрисдикций, однако обратный интерес к получению информации из России практически отсутствует.

    Поделиться