Эксперт: Обмен налоговой информацией построен на принципе взаимности

Международный обмен налоговой информацией является краеугольным камнем налогового администрирования трансграничного бизнеса. Без хорошо налаженного обмена сведениями невозможно в полной мере реализовать ни проверку трансфертного ценообразования, ни налогообложение контролируемых иностранных компаний (КИК). Несмотря на то что Россия ввела у себя эти институты, их эффективность останется крайне малой вплоть до того момента, когда будет полностью решен вопрос с обменом информацией.

Сегодня в мире существуют три основных вида обмена налоговыми сведениями между государствами: по запросу (налоговая информация запрашивается уполномоченным органом одного государства у уполномоченного органа государства - партнера в отношении конкретного налогоплательщика (конкретной операции), спонтанный (уполномоченный орган одного государства по собственной инициативе предоставляет иному государству имеющуюся у него информацию о возможном уклонении от налогообложения конкретного лица) и автоматический (информацией, потенциально имеющей значение в целях налогообложения, государства обмениваются на регулярной основе без дополнительных запросов и процедур (например, ежегодно предоставляется информация в отношении операций всех резидентов страны-партнера).

Россия применяет лишь обмен информацией по запросу. Он предусмотрен двусторонними соглашениями об избежании двойного налогообложения (СОИДН), которые разработаны на базе Модельной Конвенции ОЭСР в отношении налогов на доходы и капитал. Сейчас Россия имеет такие СОИДН более чем с 80 государствами. Обмен информацией "по запросу" существенно ограничен. Во-первых, СОИДН касаются исключительно налогообложения дохода и прибыли (НДФЛ и налог на прибыль), обмен информацией по иным налогам (включая НДС, акцизы, налоги на имущество) этим видом соглашений не предусмотрен в принципе. Во-вторых, это формальная процедура обмена данными - ответ будет дан только в рамках поставленного вопроса, т.е. для формирования эффективного запроса иностранному партнеру у российской стороны уже должно быть достаточно собственных оснований полагать налоговое уклонение в действиях налогоплательщика. В-третьих, это адресный обмен информацией: очевидно, что он не может носить массовый характер и производится только в отношении наиболее интересных персоналий.

На обмен информацией с офшорами более ориентировано Модельное соглашение ОЭСР об обмене налоговой информацией (OECD Model Tax Information Exchange Agreement) - оно напрямую касается информации о владении офшорами и офшорными трастами, банковской информации. В РФ есть возможность заключить договоры такого типа на базе постановления правительства РФ от 14 августа 2014 года N 805. Тем не менее сегодня такие соглашения у нас отсутствуют, и ни один крупный офшор не планирует подобных инициатив.

Спонтанный обмен может быть не прописан конкретными международными двусторонними договорами, для него достаточно, чтобы страна, передающая информацию, признавала в своем локальном законодательстве возможность такого обмена (например, такое правило есть в законодательстве Голландии). На практике такой обмен производится крайне редко.

Что касается автоматического обмена налоговой информацией, то сейчас у России есть возможность получать информацию таким образом только из стран Евразийского экономического союза и только в отношении таможенного НДС.

В мировой практике автоматический обмен регулируется в первую очередь Конвенцией ЕС и ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым вопросам. Эта конвенция касается абсолютного большинства налогов, а также предусматривает международные налоговые проверки и совместную работу по взысканию недоимок.

Россия подписала эту Конвенцию в 2011 г., а в конце 2014 г. она была ратифицирована. Однако для реализации автоматического обмена необходимо еще согласовать процедурные документы с государствами - участниками Конвенции.

Не менее интересна и другая тенденция автоматического обмена - обмен информацией о движении средств на иностранных банковских счетах (по типу американского закона FATCA). Спонтанный и автоматический обмен банковской информацией регулируется таким рекомендательным документом ОЭСР, как Единый стандарт автоматического обмена информацией о финансовых счетах (OECD Standard for Automatic Exchange of Financial Information).

Для применения этого стандарта необходимо пройти два этапа: сначала требования стандарта к финансовым учреждениям по сбору и предоставлению информации о клиентах и их операциях (правила Due Diligence) должны быть введены в национальное законодательство, затем государства должны будут согласовать обмен такими сведениями на международном уровне. ФНС заявила, что сможет обмениваться информацией в рамках стандарта начиная с 2018 года.

Обмен со временем будет развиваться, но до его эффективной работы в отношении большого количества налогоплательщиков сейчас довольно далеко

Как видно, эффективность обмена информацией зависит от способности России достигнуть необходимых договоренностей с большим количеством государств. При этом офшоры, в которых сосредоточена информация о российских бенефициарах, в силу экономических причин не заинтересованы в заключении с России международных соглашений по обмену информацией. Что касается европейских юрисдикций, то достижение Россией договоренностей с ними осложнено сейчас общей политической ситуацией, связанной с событиями на Украине.

Кроме того, обмен налоговой информацией построен на принципе взаимности, который изначально не соблюдается в отношениях между офшорными и европейскими юрисдикциями с Россией - российские налоговые органы, безусловно, крайне заинтересованы в получении налоговой информации из указанных юрисдикций, однако обратный интерес к получению информации из России практически отсутствует.