10.03.2015 00:20
    Поделиться

    Как московских школьников учат разбирать прочитанные тексты

    Контрольную работу для первоклашек не одолеет и взрослый?
    Первоклашкам одной из московских школ в феврале дали контрольную по чтению - прочитать сказку Александра Шарова "Еженька и Чудовище" и ответить на вопросы теста. Их 10. Но даже самые старательные ученики осилили не больше пяти и принесли домой бумажки с красными галочками, чтобы вместе с родителями доделать задание.

    Сказка - на полторы странички. Но прочитать ее, удержав в голове сюжет в деталях, сможет далеко не каждый взрослый. Не то что ребенок, который всего полгода назад узнал в школе, как пишутся буквы.

    Признаться, писателя Шарова я не знала. Полезла в Интернет: Шаров - псевдоним писателя-фантаста Шера Нюренберга. В 1932 году окончил биологический факультет МГУ, по специальности генетик. Печататься начал с 1928 года. Член Союза писателей. Начинал с научно-популярных книг и прозы о труде ученых. Потом были повесть о внедрении в нашу жизнь андроидов, повесть-памфлет, цикл рассказов о редких рукописях, произведения для детей, в том числе сказки...

    И как вам такой сказочный сюжет для начальной школы, который изучил, в частности, корреспондент "РГ"? Два брата-художника, Добрый и Злой, волшебными карандашами рисуют Еженьку. С ежихой не путать! Еженька - это девочка, которая оказывается на острове с "конфетной, морожено-пломбирной и аптечной пальмами". Но чтобы все не было так "сладко", авторы подселяют туда Чудовище-Пятирога. Затем к Еженьке для компании прибывают братья-защитники с двумя сердцами каждый. Причем запасные сердца спрятаны на пальме. И когда Чудовище решил расправиться с братьями, те тоже оказались не лыком шиты: исхитрились согнуть пальму и закидали Чудовище конфетами, пирожными и... сердцами: "Вместе со сладостями в него влетело сердце. И стало Чудовище доброе и милое". В общем, хеппи-энд?

    Ну, что сказать? Продраться через строй шипящих и переварить всех этих двусердечных людей и пятирогих чудищ для первоклашки непросто. Но это еще полбеды. Мораль про доброе сердце спрятана так глубоко, что рискуешь не найти ее на острове, охваченном войной. Тем не менее, по словам педагогов, этот тест был для учеников обязательным. Хотя родители другого мнения. Собирались на форумах в Интернете, ругали учителей и даже обменивались ссылками, чтобы дети не нахватали минусов и двоек.

    "У нас тоже была эта "Еженька", - рассказала завуч одной из школ, - мы посмеялись и все-таки дали детям: материалы спустили нам из МЦКО (Московского центра качества образования). Почему бы не предложить Пришвина, Бианки, что-то из русской литературы?"

    Действительно, почему? В МЦКО пояснили, что тексты подбирал некий авторский коллектив. Наверное, искали что-то подзабытое, еще не классическое, но уже не современное. Нашли Шарова. Сейчас все варианты текстов и заданий обсуждаются с Ассоциацией учителей начальной школы. Кстати, недавно начальной школе предложили контрольную работу: дали для разбора сказку про Петушка и Курочку. А там, если старательно отвечать на вопросы, получается, что чуть ли не любовь у них. Со всеми вытекающими последствиями.

    - Мы писали, объясняли, что такие тексты не стоит давать, - говорит председатель Ассоциации учителей начальных классов Елена Волкова. - Сегодня все вообразили себя авторами - подбирают тексты, составляют вопросы, подсовывают все это детям. И если ребенок не может дать ответ, который от него ждут, его считают неуспешным. Проблема в другом: пока ни программа, ни учитель не готовят учеников к этой работе. Учим одному, а спрашиваем совсем другое.

    Взять хотя бы чтение. Откройте любой учебник. Там на первом месте задание - разобрать текст. Но учат ли этому на уроках? Умеют ли делать это сами учителя? Что-то сомневаюсь. Иначе не было бы в тестах вопросов: "Какого цвета были глаза у лошади Вронского?". Или вот еще: "О какой сельскохозяйственной культуре писал в своем стихотворении А.А. Фет?" Варианты ответов: пшеница, рожь, ячмень. Наверное, хорошую литературу трудно уместить в рамки ЕГЭ и вопросов, требующих ответов "да", "нет". Но это не значит, что в школу надо тащить не самые лучшие тексты.

    В старшей школе, кстати, такие же трудности. Педагог, которая работает над текстами и заданиями к ЕГЭ, в частной беседе заметила: "Очень сложно подобрать тексты к билетам. Бывает, профессор-филолог присылает 25-30 вариантов, а в работу берем только один. Труднее всего с классической литературой".

    У классиков невозможно вырвать кусок - сразу теряется смысл, нарушается логика произведения. Но даже простые тексты могут осилить не все выпускники. Ситуация с пониманием письменной да и устной речи в России катастрофическая. Знаете, какой вопрос повергает в ступор подавляющее большинство учеников: "О чем рассказывается в этом параграфе?" И не важно, о чем он - о синтаксисе или культуре Древней Руси. Для того чтобы грамотно рассказать об этом, нужны другие авторы, учебники, тексты, тесты и учителя.

    Поделиться