Беженцы с Донбасса нашли приют на Кубани в семье участницы ВОВ

Сегодня семья беженцев из восточной Украины, вынужденная покинуть свой дом, нашла приют и крышу над головой на Кубани в станице Холмской, что в 50 километрах от Краснодара. Их история оказалась очень необычной и была похожа на детективный сюжет.

Началось с того, что в краснодарский филиал "РГ" позвонил житель Кубани, представился Василием и попросил помощи. Он хотел найти постояльцев в дом своей 80-летней матери, Нины Кирилловны Васильченко, участницы Великой Отечественной, которая недавно потеряла зрение. Женщина готова была предоставить жилье бесплатно, а взамен хотела лишь поддержки в бытовых мелочах. Ведь без помощи глаз даже сходить в магазин за хлебом для нее стало проблемой. Сам Василий позаботиться о матери не мог, поскольку попал в историю: из-за случайного участия в драке получил судимость по статье "превышение самообороны" и сейчас отбывает срок в колонии.

Газета - конечно, не бюро помощи, но на просьбу мужчины в редакции "РГ" откликнулись и постояльцев в дом Нины Кирилловны нашли. По стечению обстоятельств ими стали люди, не менее нуждавшиеся в поддержке, чем сама участница Великой Отечественной.

- Мы с женой жили в городе Дзержинске, - рассказывает Владимир Новиков, встретивший нас уже на пороге дома. - Это совсем рядом с Горловкой и в 37 километрах от Донецка. У нашей семьи было свое ИП, и я занимался установкой спутниковых антенн, починкой телевизоров, художественной ковкой по металлу - делал ворота, заборы, двери... Жили неплохо. Дом хороший был... Когда началась война, мы по-прежнему продолжали работать, только вот бомбежки приходилось пережидать в подвале дома. Потом друзья предупредили, что мной заинтересовалось СБУ. Я оказался шпионом и агентом-подрывником, потому что установленные мной спутниковые антенны брали не только украинские телеканалы, но и российские. Их даже смотреть там - преступление, а я ставил... С такой "статьей" в СБУ разговор был короткий. В итоге какие вещи успели побросать с женой в машину - то и наше. ...Четыре дня жили в автомобиле, пока не доехали до Кубани.

Пока разговаривали с Владимиром и его женой, на улицу вышла хозяйка дома - Нина Кирилловна.

- В 1941 году мне было девять лет и жила я с родителями на Украине, в городе Николаеве. Это под Одессой, - рассказывает Нина Васильченко. - И никогда не думала, что настанет время, когда на этой замечательной земле начнется гражданская война. Как такое могло произойти?!

У Нины Кирилловны, Владимира и Светланы только и разговоров - о том, что творится на Украине сейчас и что происходило там в далеком 41-м. Очевидцев двух исторических эпох, которых жизнь свела вместе, интересно послушать.

- Дзержинск хоть и находится сейчас на украинской территории, но власти там никакой нет, - рассказывает Владимир Новиков. - Грабежи и мародерство процветают. Причем занимается этим сама армия Украины. Солдаты заходят в квартиры и дома местных жителей и забирают все, что захотят. Выносят мешками! Кто сопротивляется - убивают. И это не разовые случаи - а массово, каждый день. Ужас, что творится!

- Ох, - вздыхает Нина Кирилловна. - Фашисты такого не делали. Партизан преследовали, конечно, но дома не грабили. Продукты приходили, просили - и все.

Дети у Владимира и Светланы остались на Украине, и пока неизвестно, будут ли переезжать в Россию. Они успели обзавестись своими семьями, с родителями сохранили хорошие отношения, несмотря на то, что живут в разных странах и смотрят разные новости об одних и тех же событиях.

За те двадцать дней, пока семья Новиковых обустроилась в станице Холмской, Владимир и Светлана успели найти себе работу по профессии. Оказалось, специалисты по художественной ковке и ремонту электроники нужны всегда.

Если семье Новиковых удалось обустроиться благодаря вмешательству газеты, то многим другим переселенцам из Украины приходится решать эту проблему самостоятельно. Сейчас только на Кубани официально зарегистрировано более 40 тысяч человек, переехавших из Луганской и Донецкой областей. Для их размещения в крае (как и в других регионах) создан специальный оперативный штаб, который занимается их расселением и оказывает гуманитарную помощь.

- У нас, например, сейчас живут 37 семей, недавно приехавших с Украины. Это около 65 человек, - говорит глава сельского поселения станица Холмская Виталий Ахуба. - Всех их мы смогли разместить и найти жилье. Тем, кто нуждается, регулярно организуем подвоз дров или угля. Частично помогаем с продуктами и медикаментами.

Из письма Василия Васильченко в "РГ"

...Я обратился в краевой департамент соцзащиты, откуда мне пришел ответ, что департамент не располагает сведениями о нуждающихся в жилье беженцах из Украины. Всей стране известно о почти миллионе беженцев, которых отправляли по всей стране. А в краевом департаменте соцзащиты об этом не знали? Знали! Но не пожелали шевельнуть пальцем... И это госучреждение! Тогда я обратился в региональный филиал "РГ" в Краснодаре и был приятно удивлен тем, что через два дня к моей матери подселили семью из Украины, от которых в течение 15 минут я слушал слова благодарности и не мог их остановить...

Комментарий

Светлана Колосова, директор Дирекции документального кино Первого канала:

- Началось все просто: я прочитала запись знакомой в Facebook о беженцах из Украины, оказавшихся в Москве. Люди, в основном мамы с детьми, ехали в чем есть, почти без вещей, а впереди была холодная осень, и обойтись одними шлепками и футболками уже было нельзя. Тогда на своей страничке в Facebook я организовала сбор вещей. На время моя квартира превратилась в склад. Я не ожидала, что столько людей откликнется на мой призыв. Мы пересортировали несколько тонн вещей и многим помогли. Помню, к нам приезжали люди в единственных штанах, а увозили с собой гардероб для всей семьи.

На самом деле очень многие готовы помогать. Совсем недавно мы буквально за два дня собрали деньги на сложную операцию для трехмесячной девочки. Не последнюю роль в этом сыграли моя работа и связи. Любой журналист за годы своей работы обрастает большим количеством связей, и иногда достаточно просто позвонить, чтобы какой-нибудь чиновник повнимательнее отнесся к человеку, которому ты хочешь помочь. Я заметила, что в наших чиновничьих структурах слишком много равнодушия. А я не люблю проходить мимо несправедливости. Судьба по отношению к этим людям очень несправедлива, и им нужно помогать. У каждого человека должен быть внутри колокольчик, который бы звенел: "Не проходи мимо".

Помощь - это не обязательно сбор денег или одежды, можно просто свести людей, которые могут быть друг другу полезными. Сейчас, например, многие россияне приглашают к себе украинских беженцев, предлагают им жилье, а взамен просят помогать по хозяйству или ухаживать за родными. Это хорошо, но только не забывайте, что кров и еда - это важно, но недостаточно. Поэтому либо доплачивайте, либо дайте им возможность заработать деньги самим.

Подготовила Наталья Лебедева