10.03.2015 11:35
    Поделиться

    Смольный отложил сроительство мусоросжигательного завода в Левашово

    Вскоре переработка мусора в Петербурге начнет приносить прибыль
    Из-за сложной экономической ситуации городским властям пришлось отложить масштабный инвестпроект строительства мусороперерабатывающего завода в поселке Левашово, вызывавший недовольство у горожан, общественников и депутатов. Теперь получается, что в перспективе город остается без каких-либо вариантов решения мусорной проблемы вообще.

    По словам вице-губернатора Петербурга Игоря Албина, финансовая модель проекта завода в Левашово изначально рассчитывалась в евро, поэтому сегодня ее вообще невозможно просчитать. Ранее этот же вице-губернатор говорил, что и раздельный сбор мусора в городе внедрять невыгодно, поскольку это сопряжено со множеством финансовых и технических проблем. Однако городские законодатели после отказа от проекта завода в Левашово признали, что Санкт-Петербургу необходимы новые мусороперерабатывающие мощности и развитие системы раздельного сбора мусора. Но пока дело сдвинется, город и область зарастут отходами. Переполненный полигон "Красный Бор" уже не выход из положения, власти Ленобласти категорически против продолжения приема туда отходов из Петербурга.

    Эксперт одного из городских мусороперерабатывающих предприятий, руководитель экологического консалтингового агентства на условиях анонимности рассказал корреспонденту "РГ", что действительно в Петербурге сейчас строить новое перерабатывающее производство не очень выгодно.

    - Я имею в виду переработку (агломерацию, производство продукции из сырья и так далее), а не просто отбор и прессование, - пояснил он. - Кластера переработчиков мусора вокруг города нет, и экономическая ситуация пока не позволяет привлекать частных инвесторов в желаемом объеме. Поэтому логистически выгоднее иметь несколько частных крупных компаний, которые аккумулируют у себя сырье и направляют его дальше.

    Не использовать отходы в качестве альтернативного источника энергии - неразумно. Финляндия и Швеция уже в этом убедились

    Также, по его словам, в текущих условиях экономически невыгодно возить разделенные отходы, так как раньше машина делала, например, одну ходку с учетом максимальной загрузки, а теперь вынуждена будет делать несколько. К тому же управляющие компании будут собирать вторичное сырье и продавать его на сторону, что неизбежно приведет к значительному падению объемов перевозимых отходов. Это отразится на перевозчиках, которые и так сидят на постоянных кредитах и лизинге, чтобы быть конкурентоспособными.

    - Но это неправда, что в регионе никто не хочет заниматься переработкой мусора, - сообщил эксперт корреспонденту "РГ". - Вывозить мусор в городе есть кому, и это с удовольствием делают. С 1 июля возвращаются лицензии па перевозку, что должно вытеснить с рынка небольших частных перевозчиков и укрепить пошатнувшиеся позиции старых, которые и более адекватные, и готовы предложить определенное качество.

    Для перестроения системы на селективный сбор во дворах требуется изменение федерального законодательства. И первый шаг уже сделан в виде 458-ФЗ, который закрепляет ряд идей, ожидаемых последние лет десять. В том числе и обязанность импортеров утилизировать тару. Теперь последуют изменения в законодательстве субъектов. Он прогнозирует, что примерный срок изменений составит около девяти месяцев. Перевозчики смогут перейти на новую систему, если им четко обозначить условия рынка и переходный период.

    Про новый российский закон об отходах заговорили и иностранцы, готовые прийти на наш рынок.

    - Переработка ТБО - это один из способов решить проблему свалок, - говорит коммерческий директор российского офиса финского холдинга Алексей Уланов. - Неправильно не использовать отходы в качестве альтернативного источника энергии. Финляндия и Швеция уже в этом убедились. Вполне возможно, что скоро и российский бизнес почувствует "золотое дно" под тоннами мусора.

    Во-первых, это чуть ли не единственная сфера бизнеса, практически не затронутая санкциями, разве что косвенно. Во-вторых, до нынешних изменений в законодательстве не было столь необходимого для развития отрасли экономического рычага. В Петербурге только в этом году после нескольких лет подготовки сделали единый тариф на размещение мусора на полигоне и на переработку его на заводах. Раньше первый был в три раза ниже. В Европе об этом тоже не сразу задумались, но шли этим же путем - постепенно поднимали стоимость размещения на полигонах до очень высоких отметок, одновременно снижая стоимость переработки путем субсидирования. Экологический налог в ЕС идет напрямую на развитие отрасли, а переработка субсидируется из залоговой стоимости тары.

    - Это как раз то, что закрепляет наш новый закон, и, на-деюсь, через год-два система начнет перестраиваться, и появятся новые игроки на рынке, - подытожил источник "РГ". - Очень многое зависит от региональных программ и специалистов, их разрабатывающих.

    Мнение

    Марина Шишкина, депутат Законодательного собрания Петербурга:

    - Отказ от строительства завода в Левашово - тот редкий случай, когда кризис оказался благом. Население и так всегда было против строительства, а власти наконец-то поняли, что финансово не справятся. Но вместо того чтобы радоваться отмене проекта, надо как-то активно воздействовать на власти, чтобы они срочно решили проблему отходов, ведь она, так или иначе, остается. Ресурс на полигоне в Новоселках предположительно закончится в 2018 году или даже раньше. В городе больше нет мусорных полигонов, и мы понимаем, что ему грозит мусорная экологическая катастрофа.

    А как у соседей?

    Эксперты призвали не забывать об образцовой Финляндии, где процесс внедрения раздельного сбора хоть и ведется с 80-х годов прошлого века, но реальных результатов по сокращению мусора достигли только в последние три года, когда на рынок пришло мощное лобби энергетических компаний, скупающих полимеры для производства электроэнергии. Также сказалось создание условий для частных инвесторов, строящих заводы по термическому уничтожению бытовых отходов, и изменение общей политики на местах, когда несколько муниципалитетов (земель) объединяются и делают вместо пяти маленьких полигонов один большой. При этом местное население готово платить достаточно большую цену за перевозку отходов на расстояние до 100-200 километров, чего пока, к сожалению, не скажешь про наше.

    Поделиться