На юге России создадут федеральный туристический кластер

Туристический кластер "Территория побед" духовно-патриотического направления создается в Волгоградской области. Инициативу одобрил координационный совет Федерального агентства по туризму. В регионе уже утверждена концепция развития внутреннего и въездного туризма, на основе которой сейчас разрабатывается соответствующая государственная программа. Область вошла в федеральную целевую программу "Развитие внутреннего и въездного туризма", рассчитанную до 2018 года.

2018 год в качестве вехи выбран неслучайно. Волгоград - один из городов, принимающих матчи чемпионата мира по футболу. Во время розыгрыша кубка в городе будет находиться огромное количество приезжих, поэтому необходимо сделать все, чтобы заинтересовать болельщиков городом и его достопримечательностями.

Кластер объединит туристическую инфраструктуру Волгограда, Волжского и Камышина. Ядром останется Волгоград с его памятниками и музеями военной истории. Волжский станет центром рекреации, Камышин же позиционируется как источник воли к победе - именно из этого города родом знаменитый летчик Алексей Маресьев.

Хотя этим проект не ограничивается. Например, в него планируется включить реконструкцию музея-заповедника "Старая Сарепта", историко-архитектурного комплекса колонии немецкого религиозного братства гернгутеров. Уникальные здания XVIII - XX веков давно уже нуждаются в тщательной реконструкции.

В рамках кластера планируется создать комплексы малых музеев. Например, в Камышине появится интерактивный музей боевой летной техники имени Маресьева, комплекс "Страна Арбузия" (напомним, Камышин - арбузная столица России, здесь ежегодно проводится Арбузный фестиваль), тактильный музей "Осязаемая реальность" для слабовидящих.

В программу также включено создание безбарьерной среды, во всех трех городах - благоустройство пляжей, разработка комплексной системы туристической навигации, от указателей на улицах городов до мобильных приложений. В целом объем вложений в создание и развитие кластера предусмотрен огромный, 6,6 миллиарда рублей. При этом 25 процентов средств - это вложения федерального бюджета, пять процентов - регионального, а большая часть, 70 процентов, - частных инвесторов.

- Бюджетные средства пойдут на создание инженерной инфраструктуры и коммуникаций, необходимых для жизнеобеспечения создаваемых объектов, - говорит и. о. директора Агентства развития туризма Волгоградской области Ирина Коваленко. - Это позволит повысить инвестиционную привлекательность проекта и быстрее привлечь бизнес.

Бюджетные средства потребуются для строительства пристанных сооружений в Волжском и Камышине, а также берегоукрепительных работ и реконструкции причальной стенки в Волгограде. Сейчас она находится в плачевном состоянии, и не исключено, что в сезоне 2015 года круизные суда швартоваться не будут - сейчас этот вопрос власти обсуждают.

Комментарий

Татьяна Павлова, владелица Этнического парка-музея русской сказки:

- Создание малых музеев - неплохая инициатива, но бизнесу она будет интересна только в том случае, если в основе - оригинальная идея, которая позволяет найти и занять свою нишу. Тактильный музей для слабовидящих - это очень интересно, но я бы разместила его не в Камышине, а в Волгограде, куда проще добраться и где больше население. А вот музей Маресьева - сомневаюсь, что в него пойдут люди, тем более специально поедут ради этого в Камышин. Мне кажется, публика уже несколько устала от военно-патриотической тематики. В первую очередь необходимо думать, кому это может быть интересно, кто к тебе поедет, кто твоя целевая аудитория.

Вторая проблема - финансы. Музей даже небольшого формата требует существенных вложений, причем деньги нужны быстро, так как слишком долгая раскрутка может погубить этот бизнес: идеи витают в воздухе, нет гарантий, что они не придут в голову кому-то еще. С Музеем русской сказки получилось как раз все наоборот: у нас был долгий старт, но нам просто повезло, что не было конкурентов. В общей сложности за пять лет мы вложили в него около 15 миллионов рублей. И еще необходимо иметь в виду, что небольшой, камерный музей себя оправдает и окупит. А грандиозные музейные стройки - это только способ закопать деньги в землю.