Собственным кинотворчеством Тавернье занялся довольно поздно, самые креативные годы жизни отдав работе пресс-секретаря видных кинорежиссеров - французских и американских. Его впечатления этих лет реализовались потом в книге бесед "Мои американские друзья", а затем в объемистом фолианте "30 лет американского кино". Легко понять, что и как режиссер Тавернье формировался под сильным влиянием американской культуры и киноклассики - в частности, таких мастеров, как Джон Форд, фильмы которого он чрезвычайно ценит не только за жанровую безупречность, но и за их острый социальный смысл.
В кино США ему нравится фирменное умение упаковать серьезнейшие смыслы в увлекательное повествование. Это влияние особенно чувствуется в таких остросюжетных картинах Тавернье, как "Прямой репортаж о смерти" (у нас "Преступный репортаж"), где режиссер в жесткой криминальной драме предварил дальнейшую деградацию мирового телевидения, утерю им последних моральных ориентиров. Большой ценитель и знаток американского джазового мира, Тавернье посвятил ему свои знаменитые художественные киноисследования "Миссисипи блюз" и "Полуночный джаз", получивший премию "Оскар" за лучший саундтрек Херби Хэнкока. Он много и успешно снимал американских актеров - Дирка Богарта, Джейн Биркин, Харви Кейтеля...
Его дебютом стал фильм "Часовщик из Сен-Поля", который с места в карьер получил Специальный приз на Берлинском кинофестивале (1973). Режиссер тогда сделал заявку на серьезный разговор о проблемах современной семьи и продолжил его в таких картинах, как "Испорченные дети", "Воскресенье за городом" (фильм удостоен Приза за лучшую режиссуру на Каннском фестивале), "Папа-Ностальгия" и "Приманка", завоевавшая в Берлине Золотого медведя. В шедшем у нас фильме "Дочь д'Артаньяна" с Софи Марсо в главной роли Тавернье рискнул продолжить сюжет Дюма - уже с участием энергичной дочки легендарного мушкетера, которого играет Филипп Нуаре. Свой любимый костюмно-исторический жанр он продолжил в экранизации авантюрного романа XVII века "Принцесса де Монпансье". Впрочем, в его фильмографии есть и более серьезные работы на историческом материале - так, в драме "Следователь и убийца" он отсылал зрителей к временам дела Дрейфуса. Ярким антивоенным пафосом пронизаны его фильмы "Жизнь и ничего более" и "Капитан Конан", удостоенный премии Европейской киноакадемии "Сезар" за режиссуру, а всего в коллекции Тавернье четыре "Сезара". В 90-е годы он снял фильмы о наркотической опасности - "Приманка", "Л-627".
Инстинктивным нонконформистом и отважным эклектиком назвал французского мастера директор Венецианского фестиваля Альберто Барбера, отметив его последовательное стремление к психологически углубленному анализу и постоянное присутствие в его работах вкуса хорошей литературы.
Бертран Тавернье дважды участвовал в конкурсе Венеции - с музыкальным фильмом "Полуночный джаз" и криминальной антинаркотической драмой "Л-627".