По данным ФССП, в 2014 году на реализацию передано имущества должников на сумму 90,4 млрд рублей. От его продажи выручено 15 млрд рублей. Служба сообщает о росте доходов от этой деятельности. Так, в 2014 году имущества на реализацию передано на 16,6% больше, чем годом ранее, в результате чего доходы увеличились на 4,6 млрд рублей. Однако в ФССП считают, что это не предел и при совершенствовании механизма реализации имущества можно существенно улучшить эти показатели.
На вооружение планируется взять уже проверенные механизмы. Так, законом от 12.03.2014 N 34-ФЗ введен институт самостоятельной реализации имущества должниками. Этот принцип действует в том случае, если стоимость собственности, выставленной на продажу, не превышает 30 тыс. рублей и не вызывает споров о правильности проведенной оценки. Уже за первый год применения этого правила доля продажи малоценного имущества при использовании самостоятельной его реализации должником составила 83%. В то время как доля проданного имущества в принудительном порядке не превышает 35%.
В 2014 году ФССП разработала дальнейшие предложения по расширению действия этого правила. Предлагается предоставить должникам право реализовывать имущество в счет погашения задолженности без ограничения его стоимости. Единственный принцип, который остается неизменным, - это отсутствие споров относительно стоимости собственности, которая идет на продажу. Заместитель директора ФССП Татьяна Игнатьева считает, что внедрение этого принципа повысит объем вырученных от реализации имущества средств: "Должники напрямую заинтересованы в продаже имущества по рыночной стоимости". Это позволяет должникам рассчитаться перед кредитором полностью за счет продажи имущества. При принудительной реализации стоимость имущества нередко занижается, и доходы с "распродажи" собственности не покрывают весь долг.
Также ФССП считает необходимым разграничить свои полномочия с Росимуществом, которое также задействовано в процессе реализации собственности должников. Фактически ФССП и Росимущество отвечают за качество работы друг друга, хотя и не могут повлиять на ее результаты. На ФССП действующим законодательством возложена ответственность за результаты реализации имущества должников, в то время как единственной организацией, наделенной полномочиями по реализации арестованного имущества, является Росимущество. То есть сегодня роль судебного пристава-исполнителя ограничивается передачей арестованного имущества органу, наделенному соответствующими полномочиями. "Эффективность работы ФССП зависит от того, как продает Росимущество, эффективность работы Росимущества зависит от качества подготовки документов ФССП", - поясняет Вероника Бобровская, заместитель руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом. "Мы предлагаем рассмотреть вопрос о сосредоточении функции в руках одного органа. Нам видится передача этих функций в ФССП. От момента ареста, оценки и до получения средств", - говорит Татьяна Игнатьева. Росимущество заинтересовано в принятии этого решения. "Росимущество не только поддерживает этот законопроект в части централизации функций продажи имущества должников в одной системе, но и выступает с инициативой рассмотреть эту возможность. Это позволит обеспечить и контроль за всем процессом", - считает Вероника Бобровская.
Простая передача полномочий по реализации арестованного имущества от одного органа к другому не увеличит вырученных от продажи собственности должников средств. ФССП предлагает усовершенствовать сам процесс продажи. Так, в ФССП считают, что механизмы реализации имущества должников Росимуществом путем комиссионной продажи не всегда отвечают требованиям публичности и открытости. Информации о продаже имущества очень мало. Требуется создание площадок, через которые о продаваемых лотах узнает наибольшее число потенциальных покупателей. В ФССП считают, что внедрение системы электронных торгов позволит расширить круг участников торгов, упростит процесс участия в них и обеспечит прозрачность процедур.
В качестве прототипа планируется изучить уже внедренные в других странах механизмы реализации имущества должников. Сейчас Федеральная служба судебных приставов изучает опыт Белоруссии и Армении. Так, в Армении имущество должников продается через интернет-аукционы, которые обслуживаются независимыми и самостоятельными компаниями. Для участия в аукционе покупатель оплачивает задаток в размере 5% от стоимости лота. В России сумма задатка должна быть выше, считает Татьяна Игнатьева. Так как маленький размер задатка может привести к использованию мошеннических схем, когда несколько участников заявляют заинтересованность в покупке определенного лота, а потом не участвуют в торгах, предоставляя возможность приобрести его единственному оставшемуся участнику. С другой стороны, слишком высокий задаток будет ограничивать число участников аукциона, особенно если речь идет о реализации дорогостоящего имущества.
В ФССП считают, что реализация имущества через электронные торги снизит затраты государства на эту деятельность. А для того, чтобы платить организаторам торгов не за проведение торгов, а за результаты, планируется привязать вознаграждение реализаторам к факту продажи имущества. Татьяна Игнатьева предлагает: "Для минимизации расходов бюджета на принудительную реализацию имущества вознаграждение реализатору должно быть выплачено из средств, вырученных за реализацию имущества".