Электронные торговые площадки позволят компаниям снизить затраты

Электронные торговые площадки (ЭТП) позволят компаниям снижать свои затраты в условиях кризиса. При этом закупщикам важно не просто выбрать надежного поставщика, а дать ему возможность предлагать новые идеи. Об этом рассказали участники "Форума директоров по закупкам", прошедшего в Москве.

По словам Андрея Бойко, коммерческого директора B2B-Center, на его электронной площадке ежедневно проходят до 2500 закупочных процедур. И сейчас - самое время оптимизировать уже налаженные процессы. "Сегодня надо задуматься о том, что и как мы делаем. В любом случае кризис - время для перепроверки всех расходных статей и их оптимизации, время для мобилизации и поддержки в высоком психологическом тонусе сотрудников, время для экспериментов, поиска новых путей развития и время для обучения", - говорит он.

Дмитрий Пангин, генеральный директор группы электронных площадок OTC.RU, отметил, что дело не только в том, как ведут себя на площадке закупщики и поставщики, а в механизмах самой площадки. Он считает, что огромным преимуществом площадки станет ее автоматизация, за счет которой процедура закупок станет в разы эффективнее для обеих сторон. "Автоматизированный план закупок позволяет сэкономить время заказчика, которому не придется вручную вбивать до 900 пунктов наименований закупок, благодаря сервису он может сделать это в два клика", - говорит он. По мнению Дмитрия Пангина, для компаний очень важны сервисы с различной аналитикой, особенно в закупках, но не все ЭТП предоставляют подобную информацию своим клиентам.

Кроме этого, эксперты обратили внимание, что сегодня на ЭТП все закупщики пытаются диктовать поставщикам свои интересы. Это приводит к тому, что поставщик не может выполнить условия заказчика. "Производитель начинает оправдываться, что хотел предложить свои условия, но не смог. Заказчики объявляют такие условия на торгах, что поставщик просто не в состоянии их выполнить. Нужно задумываться в некоторых ситуациях, какой результат будет лучше для подрядчика", - говорит Андрей Бойко.

Вместе с этим он считает, что производители могут повысить компетенцию закупщиков. Ведь они знают свою продукцию лучше других. "Поставщикам нужно дать возможность рассказать о плюсах и минусах своего товара. Создать такие условия, при которых поставщик может повысить компетенцию заказчика. Например, перед аукционом попросить подрядчика прислать ознакомительный материал по его товару, рассказать о нем. А заказчик, в свою очередь, даст преференцию своему "учителю" на втором этапе закупок. Иногда нужно слушать поставщиков, потому что они знают то, чего не знает заказчик. Не стоит пренебрегать их мнением, некоторые могут предложить решения, которые повысят эффективность работы всей компании", - говорит Бойко. В таких условиях закупщик повысит свою компетенцию, а у поставщика появится стимул двигаться дальше.

С ним согласился руководитель отдела закупок по России, Украине и СНГ Johnson & Johnson Дмитрий Полушкин, он считает, что со стороны заказчика нельзя загонять поставщика в угол, а нужно создать для него максимально удобные условия для торга. "Когда заказчик создает параметры тендера, он думает за поставщика, то есть закупщик диктует условия и не рассматривает возможность новых предложений от компетентных людей. Конечно, никто не мешает поставщикам прийти и предложить свои идеи, но часто из-за условий закупщика он не может этого сделать", - говорит он.

В любом случае поставщик имеет право подать жалобу в Федеральную антимонопольную службу, но не делает этого за редким исключением. "Отсутствие у поставщиков желания или незнание, как составить и подать жалобу, позволяет недобросовестным заказчикам оставаться безнаказанными со стороны регулятора. При этом на поступившие жалобы ФАС всегда реагирует", - отмечает Дмитрий Пангин.

Помимо прочего Сергей Габестро, генеральный директор торгового портала Fabrikant.ru, отметил, что проблем хватает и с недобросовестными контролерами на площадке. "К сожалению, уровень регулирования всей отрасли только растет, что, с моей точки зрения, негативно сказывается на эффективности. Сейчас мы имеем огромное количество контролирующих органов: антимонопольная служба, Росфиннадзор, прокуратура, полиция и другие, - говорит Сергей Габестро. - Как только мы спускаемся на уровень муниципалитетов, количество контролеров начинает расти кратно: помимо федеральных ведомственных контролеров, в каждом регионе формируется своя практика, когда на одну и ту же ситуацию различные точки зрения со стороны разных контролеров. Отрасль находится в непростой ситуации: чем больше императивов и регуляторов, тем меньше эффективности, - это общий принцип, который известен экономистам. Больше свободы - больше инноваций, выше эффективность; чем меньше свободы - меньше инноваций, ниже эффективность".