Вальтер Де Грегорио: Верю в тренерский гений Фабио Капелло

Бывший журналист, хотя бывших в журналистике не бывает, и директор по связям с общественностью Международной федерации футбола (ФИФА) Вальтер Де Грегорио отлично говорит на многих языках. А вот языка санкций он не понимает. Он дал интервью нашей газете легко и без сетований на нехватку времени. От трудных вопросов не уходил, отвечал без дипломатических уловок и порадовал необычной историей о Криштиану Роналдо.

А в начале беседы Де Грегорио напомнил о визите делегации ФИФА в Россию:

- Две недели назад мы встречались с министром Мутко. И впечатления вполне положительные.

Вы даже не можете себе представить, как ждут этого чемпионата мира-2018 в России. И как теперь за него тревожатся.

Вальтер де Грегорио: Если вы имеете в виду санкции...

...Именно.

Вальтер де Грегорио: Есть из-за чего волноваться. Хотя, поверьте, переговоры проходили нормально. Если вы спросите меня о том, что я думаю о бойкоте, о санкциях, то бойкот, по крайней мере для меня, отбросив даже всякую политику, остается глупой вещью. А в нашем деле, в футбольном, он вообще непонятен. Какое отношение имеет к спорту, к футболу? Никакого.

Приятно слышать. Давайте забудем по крайней мере сегодня о бойкоте. Как вы считаете, справится ли дюжина российских городов с непростой задачей строительства и реконструкции футбольных стадионов по стандартам ФИФА?

Вальтер де Грегорио: Напомню вам, что городов уже не дюжина, а одиннадцать. Да, уровень требований высокий, но эти требования, как мне показалось, никого в России не пугают. Пока что я побывал только в Москве и в Санкт-Петербурге. И скажу, что с удовольствием жду и других поездок в вашу страну, где смогу посмотреть остальные города с их стадионами. И еще позволю себе сделать одно признание: мне очень хотелось бы увидеть не только спортивные арены, но и то, как вы живете. Возможно, даже побывать на окраинах, в сельских районах.

Вам это удастся. Стоит только попросить.

Вальтер де Грегорио: И я тоже на это надеюсь. В Бразилии с нами произошла довольно грустная история: мы объездили всю страну от одного края до другого. Эта езда продолжалась все четыре года до начала Кубка мира, и поголовно все мои друзья спрашивали: ну вот и мы поедем в Бразилию, посмотрим игры. А что ты, Вальтер, посоветуешь увидеть в этой стране еще? Куда направить свои стопы? Может быть, ты был на каких-то хороших пляжах, заглянул в музеи, побывал в ресторанах, где еда была и вкусна, и необычна? К сожалению, при ответе на такие простые вопросы я запинался и молчал. Бразилия прошла мимо меня стороной. Я видел лишь одно - стадионы и строительные площадки. Ну, еще и отели, бесконечные аэропорты. Только не страну.

И очень хотел бы, чтобы в России все со мной было по-другому, потому что те красоты, которые встретились мне сразу же в Санкт-Петербурге, заставили поверить, что это как раз тот город, куда надо поехать, чтобы посмотреть не только один футбол. И уже в Петербурге это удалось. Для всех директоров ФИФА, не только для меня, была устроена программа, мы посмотрели самые приятные места города, заглянули в музеи, и выяснилось, что этот город просто фантастика.

Этот совет - посмотреть все, а не один лишь футбол, я хотел бы дать всем тем, кто обязательно к вам приедет в 2018-м. Думаю, многие этим моим советом и воспользуются.

А о чем шел разговор с министром Виталием Мутко?

Вальтер де Грегорио: Мутко был исключительно точен. Он объяснил нам и показал, что все, имеющее отношение к чемпионату мира, уже приведено в движение. Да, мы понимаем: возникла трудная ситуация, связанная с тем, что происходит сейчас в экономике. А она в положении нелегком. И нам, людям из ФИФА, изменить здесь что-то просто невозможно. Положение понятно. Все было объяснено нам российским оргкомитетом чемпионата, и задача ясна: удержаться в рамках тех цифр, которые были первоначально намечены. Но я, конечно, понимаю, что это сложновато. Цены растут, и тем не менее надо пытаться не выходить за поставленные рамки.

А что конкретно вы обсуждали в Петербурге и на встречах с нашим министром?

Вальтер де Грегорио: Мы видели на макетах, как обстоят дела со строительством и реконструкцией всех российских стадионов. Какие шаги будут предприниматься, чтобы все было завершено в срок. Я удовлетворен той информацией, которую получил. Для меня картина ясна.

И какая же это картина?

Вальтер де Грегорио: Россия делает все возможное, чтобы все было построено качественно и к нужным срокам.

Как вы, директор по связям с общественностью ФИФА, считаете, пройдет ли этот чемпионат под руководством все того же президента ФИФА или на смену Блаттеру может явиться какая-то новая фигура? Он останется?

Вальтер де Грегорио: Ха! Я надеюсь, что и на следующий президентский срок его переизберут. Но дискуссии по этому поводу всегда открытые, а голосование тоже, как всегда, тайное. До выборов осталось меньше трех месяцев, давайте дождемся 29 мая. Вообще в мире все возможно, но, как я полагаю, голосующие примут реальное и практическое решение. И, вы знаете, при тайном голосовании всегда происходят вот такие диалоги: "Я отдаю вам свой голос... Я обязательно буду голосовать за вас". А потом иногда как раз этих обещанных голосов и недосчитываются. Что ж, люди вправе менять свое мнение, но если говорить серьезно, то за Блаттера будет голосовать и добрый список конкретно осуществленных им хороших дел.

Каких же?

Вальтер де Грегорио: В 1998 году, когда его впервые избрали президентом, финансовая ситуация в ФИФА была проста: у крупнейшей в мире международной федерации не было денег. Сейчас этого не скажешь.

Да, ФИФА совсем не бедна. Скорее, наоборот.

Вальтер де Грегорио: Его по-прежнему здорово критикуют несколько стран, и критика звучит порой очень громко.

А одно государство критикует его даже громче всех остальных (я имел в виду Англию. - Авт.).

Вальтер де Грегорио: Да, есть такая страна. И я бы не хотел сейчас уделять ей особое внимание, потому что люди имеют право на критику независимо от того, по каким причинам они выбирают мишенью ту или иную фигуру. Но если быть до конца честным и смотреть на вещи без предвзятости, то Блаттер добился очень и очень многого. И я бы сказал так, что, конечно, вы можете смотреть на него как на человека, на которого легко повесить все неудачи, за которые он якобы и несет ответственность. Но не забывайте и другую сторону, ведь это благодаря ему произошло столько благоприятных изменений, и кто достоин похвалы за них? Тоже он!

Некоторые журналисты стремятся обвинить его во всех грехах, но пусть при этом не забывается и то, что сыграло значительную роль в продвижении мирового футбола. Я имею в виду не только финансы. Возьмем хотя бы такой аспект в футболе, о котором раньше говорилось мало. Он называется прозрачностью. У нас полная транспарентность, наши доклады о состоянии финансов публикуются каждый год с абсолютной регулярностью. Главное достижение при этом то, что 75 процентов всех заработанных денег снова возвращаются туда же, откуда они пришли: идут на развитие футбола. И я бы сказал, что вот это и можно назвать "золотым проектом". Тот каркас, на котором держится футбол, его развитие, как раз и создан благодаря нынешним усилиям ФИФА.

Второе и явное достижение: мы стали гораздо больше внимания уделять юношескому футболу. И в футбол теперь не просто играют, я бы сказал так: игре в футбол обучается множество молодых людей по всему миру.

Третье, о чем я хотел бы упомянуть в нашей с вами беседе: футбол был и остается контактной игрой, в которой неизбежны травмы. Но матчи, по нашему мнению, всегда должны проходить в рамках Фэйр Плей. Я бы сказал, что эта программа идет даже лучше, чем можно было предположить.

И еще одно, четвертое и последнее: футбол требует всеобщего уважения к нему и игроков, и болельщиков. Это та игра, которая поддерживает мир на нашей земле. Ради этого мы вступили в контакт с комитетом по Нобелевским премиям. И капитаны, и футболисты, и рефери тоже соблюдают все правила хорошего и доброго общения между собой не только в те счастливые моменты, когда их команда выиграла, но и в случае проигрыша тоже. И футбол должен развиваться именно в этом направлении.

Я вообще бы хотел пожелать людям, о футболе пишущим, не делать ранних, скоропалительных выводов. Меня поразил один недавний эпизод. Теперь всегда и везде все футболисты выходят на поле или на какое-нибудь награждение, держа за руку маленького мальчика-футболиста. А вот Криштиану Роналду, которого многие ваши коллеги почему-то не жалуют, считают зазнайкой, взял и вышел с двумя мальчиками. И сразу понеслось: он такой, одного юного игрока ему показалось мало, захотел выделиться. А я выяснил: он за кулисами уже взял за руку одного мальчишку, когда увидел еще одного расстроенного мальчугана, прячущегося за колонной. Спросил у того, почему он не выходит на поле, и услышал: "Я же запасной, меня взяли так, на всякий случай". И Криштиану Роналду, не говоря не слова, протянул ему руку, вывел на свет. А получил еще и упреки.

Бывает у всех, не только у спортивных репортеров. Вальтер, вы итальянец. И в этом нашем разговоре мне бы хотелось спросить вас, как только и может спросить русский как раз итальянца: что вы думаете о тренере нашей российской сборной господине Фабио Капелло?

Вальтер де Грегорио: Что вы имеете в виду в данном случае? То, что ему давно не платили зарплату?

Нет, не только это, но и то, что выступление сборной в Бразилии, да и в некоторых отборочных матчах Европейского турнира я бы не назвал удачными.

Вальтер де Грегорио: Понимаю. Но давайте начнем с зарплаты. Насколько я в курсе, сейчас этот вопрос постепенно улаживается. Я бы не хотел вдаваться в детали. Это все же не мое дело. Но должен заметить, что если человек подписывает контракт, по которому ему платят зарплату, большую ли, маленькую, то обе стороны должны обязательно соблюдать это соглашение. То есть, если вы согласились платить и получать определенную зарплату (это мое личное мнение), зарплата должна выплачиваться с того самого момента, когда контракт подписан, и до той самой минуты, когда контракт исчерпает себя.

Точка зрения понятна. А вторая часть, о неудаче в Бразилии?

Вальтер де Грегорио: Вполне закономерный вопрос. Конечно, и я говорю это без всяких приукрашиваний, ту игру, что показала ваша национальная сборная в Бразилии, назвать хорошей никак нельзя. Но чувствовалось, что у команды есть потенциал и он гораздо выше того, что был продемонстрирован на зеленом поле и что вы сможете реабилитироваться на первенстве Европы. Как сыграют воспитанники Капелло на чемпионате мира в 2018 году в России? Вот что еще более важно! И это для меня пока вопрос без ответа. Но, зная Капелло, я скажу, что обычно он добивается успеха. Особенно на клубном уровне. Вспоминаю те победы, которые одержали при нем "Милан", "Ювентус". У него большие тренерские амбиции, а в распоряжении Капелло немало игроков, теперь и молодых. Они амбициозны. Им далеко до кризиса жанра. Надо еще столько доказывать и доказывать. А Капелло из тех, кто мечтает только о победах. Так что команда и тренер полны энтузиазма. У вас очень хорошие болельщики. И вообще вся Россия влюблена в футбол. То есть все готово для того, чтобы это выразилось и в хороших результатах. Я бы сказал, что в футболе прогнозы бесперспективны. Всяческие бумажные отчеты не имеют под собой смысла. Вы можете засыпать сборную комплиментами, а на поле она покажет вам нечто совсем противоположное законным ожиданиям. Сколько раз так бывало и еще будет. Но не подумайте, будто я пессимист. Обязательно напишите: я желаю Капелло и его национальной сборной России самого лучшего выступления. И знаете почему?

Да, догадываюсь.

Вальтер де Грегорио: Для нас, организаторов чемпионатов мира, всегда здорово, если команда, проводящая Кубок мира, его хозяйка, выступает успешно и добирается до финальных стадий розыгрыша. К сожалению, такого не произошло, несмотря на все ожидания в Бразилии.

И В ФИФА надеялись на Бразилию?

Вальтер де Грегорио: Не то слово. Но футбол команда показала не тот. И сразу интерес уменьшился, статей в прессе стало меньше. публика даже продавала билеты на финал. И так бывает везде и всегда, где хозяева поля не оправдывают надежды.

Но в заключение я все же позволю себе пожелать успеха парням из вашей команды и моему соотечественнику-итальянцу. И, Надеюсь, встретимся в России.

У вас такая обширная программа, вы хотите столько посмотреть, что надеюсь - увидимся.