Одно из главных новшеств - так называемая активная роль суда. Когда человек чувствует свою правоту, но живых доказательств маловато, суд ему поможет собрать пакет документов. Ведь для обычного гражданина сейфы инстанций как правило закрыты. Суд же сможет запросить нужные документы, и ему не вправе отказать.
Чиновники, проигнорировавшие запрос из суда, заплатят из своего кармана немалые штрафы. В случае отказа предоставить доказательство, судебный штраф для органа власти составит до 100 тысяч рублей, для должностного лица - до 10 тысяч, причем из личных средств.
Если нормативный акт признан незаконным, то недействующими становятся и все другие акты, принятые на его основе, а орган власти обязывается принять новый документ.
А если отмена акта не решит проблему истца, то судья может обязать ответчика принять какие-то другие дополнительные меры.
Согласно закону, суд сможет по своей инициативе истребовать нужные доказательства или документы, и оценивать их шире, чем требует исковое заявление, привлекать к делу надлежащих ответчиков. В общем, у судьи будет масса возможностей защитить того человека, на чьей стороне закон.
Впервые на законодательном уровне закреплена норма, позволяющая направлять лицу, участвующему в деле, судебные извещения и вызовы посредством смс- сообщений либо по электронной почте.
Основные положения кодекса должны вступить в действие с 15 сентября 2015 года. Вместе с тем положения, которые касаются электронного документооборота, вступают в силу с 15 сентября 2016 года.
Напомним, что в правовом сообществе в свое время активно обсуждался вопрос о создании отдельных административных судов, которые бы специализировались на рассмотрении подобных споров. Официально мнений против было не так много, по большей части эксперты выступали за.
Тем не менее дальше проектов дело не сдвинулось. Одной из причин, что соответствующие законопроекты легли под сукно, назывался финансовый фактор. Говоря проще, затею посчитали слишком дорогой.
Тогда в Верховном суде России предложили пойти другим путем. В судах общей юрисдикции стали создаваться специальные административные составы, рассматривающие подобные споры.
А сам Верховный суд выдвинул идею отдельно прописать в законе процедуру рассмотрения таких споров. Пока - до осени - действует старый порядок, когда дела слушаются по правилам, установленным в Гражданском процессуальном кодексе. Однако руководство Верховного суда России не раз объясняло, что подобные правила хороши для обычных процессов, где стороны равны. Административный спор это совсем иной случай.
В итоге это мнение было поддержано. Два года назад Кодекс административного судопроизводства был внесен в Госдуму президентом России. А теперь он стал законом.
В законе подробно сказано, какие именно дела под него подпадают. При этом он не распространяется на дела об административных правонарушениях.