11.03.2015 17:56
    Поделиться

    Власти Крыма придумали, как остановить рост цен

    В Крыму начнутся тотальные проверки торговых сетей, рынков и аптек. Поводом для этого стал необузданный рост цен на продукты и товары, который продолжается несмотря на обещанные чиновниками и прокурорами штрафные санкции.

    Сейчас, по информации Крымстата, стоимость минимального набора продуктов питания составляет в Крыму 3174,3 рубля в расчете на одного человека. За месяц она увеличилась на 12,3 процента. А за прошлый год цены на продукты выросли на 42,5 процента.

    - Основные причины не только в Керченской переправе или пунктах пропуска через границу, - считает министр экономического развития Крыма Николай Коряжкин. - У нас есть и местные проблемы. Например, многочисленные перекупщики.

    Редис, приобретенный на оптовом рынке и привезенный перекупщиками на розничный, вырастает в цене вдвое: если у производителей пучок стоит 22 рубля, то через сотню метров - уже 40-45 рублей. При этом тех, кто выращивает овощи, в торговые ряды не пускают, чтобы у перекупщиков не отнимали покупателей.

    Не меньше аппетиты и у торговых сетей. Причем рост цен они объясняют увеличением оптовой стоимости у дистрибьюторов. Они, в свою очередь, уверяют, что это производители повышают отпускную стоимость, а последние пеняют на розницу.

    Минэкономразвития РК заинтересовалось спецификой местного ценообразования еще в октябре-ноябре. Там провели мониторинг и вышли с конкретными предложениями: во-первых, снизить разрешенный законом размер ретро-бонуса для торговых сетей. Сейчас производители дают им 10 процентов скидки от цены на свой товар. При этом торговля еще устанавливает и наценку в размере 10-15 процентов.

    - Макаронные изделия производитель предлагает по 22 рубля за килограмм - это с НДС и без 10-процентной скидки, которую он дает торговле. А в супермаркетах "Сельпо" они стоят 38 рублей, "АТБ" - 30,8 рублей, "Яблоко" - 65 рублей, - рассказал министр. - Поэтому мы предлагаем ввести запрет на любые дополнительные выплаты сетям, которые они называют системой мотивации, оставив только регресс за некачественную продукцию.

    Во-вторых, минэкономразвития предлагает сократить отсрочки платежей. Сейчас торговые сети не сразу оплачивают стоимость полученного товара. Для скоропортящегося, например, отсрочка составляет минимум 10 дней, хотя он реализуется в течение одного-двух.

    - А производители вынуждены обращаться в банки, чтобы за счет кредитных средств пополнить оборотные средства, - объясняет Николай Коряжкин. - При этом проценты по займам включаются в себестоимость продукции, и в конечном счете их оплачивает население. Мы считаем, что нужно сократить отсрочку платежей за скоропортящуюся продукцию с 10 до пяти дней, за товар сроком хранения до месяца - с 30 до 20 дней, за товар длительного хранения - с 45 до 35 дней.

    В-третьих, профильное министерство предлагает жестче воздействовать на торговые сети за создание дискриминационных условий для производителей с помощью штрафов.

    - Я понимаю, что это законодательная норма, но, думаю, нужно выходить с инициативой ее введения, - считает Коряжкин.

    А начнут воспитание ритейлеров с традиционных проверок. С 13 марта стартует месячник проверки ценообразования в продуктовых сетях, аптеках и на рынках. Проверять их деятельность будет рабочая группа, в состав которой войдут представители минэкономразвития РК, минпрома Крыма, МВД, Федеральной антимонопольной службы и прокуратуры. Рабочая группа проверит ценообразование на продукты питания, товары и лекарства, изучит обоснованность арендной платы и наличие различных бонусов, которые торговля вынуждает выплачивать поставщиков.

    Мнение

    Сергей Аксенов, глава Республики Крым:

    - Зарабатывать можно и нужно, но надо иметь совесть. А многие торговые сети ее не имеют. Мы не дадим им спекулировать на нынешней непростой для Крыма ситуации. В ближайшее время во всех торговых сетях и на рынках пройдет тотальная проверка. Будем вводить вынужденные меры в отношении тех, кто ведет неправильную политику. Хоть в Крыму и завершилась национализация, мы найдем способы влияния на владельцев недобросовестных предприятий и при необходимости примем нужные законодательные акты. Госрегулирование, конечно, не на пользу бизнесу, но ритейлеры не должны пользоваться свои монопольным положением.