Потеснили конкурентов
В свое время в Тюменской области затормозилась реализация государственного проекта повышения компьютерной грамотности населения из-за отсутствия в малых городах и поселках доступных по цене ПК и сервисного обслуживания.
- Государство обратилось к крупным федеральным компаниям, реализующим компьютерную технику, с предложением принять участие в проекте. Однако те отказались заходить в небольшие по численности муниципалитеты, планируя развитие филиалов в городах с населением не менее 600 тысяч жителей, - говорит представитель российской ассоциации франчайзинга Андрей Разуваев. - И тут-то на помощь пришел франчайзинг, с помощью которого удалось решить проблему технического оснащения.
Тюменская компания самостоятельно разработала франшизу и приняла участие в государственном проекте, выиграв тендер на поставки ПК и организацию сервисного обслуживания. Десятки предпринимателей на местах, которые раньше худо-бедно торговали компьютерной техникой, приобрели франшизу, сменили вывески своих магазинчиков на раскрученный бренд и стали работать в команде. К ним за товаром стали съезжаться покупатели из соседних сел и деревень, разбросанных вблизи малых городов. Поэтому объемы выручки оказались далеко не скудными.
- Франчайзинговая компания, в свою очередь, приняла участие в масштабном государственном проекте с финансированием более пяти миллиардов рублей, не дав конкурентам зайти в данный сегмент рынка, - продолжает Андрей Разуваев. - Но главное, что население глубинки осталось довольно качеством техники и сервисным обслуживанием.
Кризисное время, когда большинство компаний стремится оптимизировать расходы, ставит крест на создании полноценных филиалов региональных компаний в небольших городах. Ведь на открытие одного торгового объекта (с учетом аренды помещения) необходимо минимум 4-5 миллионов рублей. В то же время покупка франшизы (паушальный взнос) обходится в 150-300 тысяч рублей, а стартовый капитал необходим тоже весьма скромный - 1,5-3 миллиона. При этом франчайзинг выполняет и важную социальную функцию, обеспечивая самозанятость населения отдаленных территорий.
Сельский куш
Известная франчайзинговая сеть по продаже товаров для строительства и ремонта в этом году приняла решение развивать сеть розничных магазинов в небольших уральских городах.
- Раньше мы стремились открывать магазины по франшизе исключительно в мегаполисах, пока не попробовали в прошлом году создать точку продаж в селе Уват Тюменской области, где проживают всего 4000 человек, - рассказывает начальник отдела маркетинга компании Михаил Бутусов. - Думали, что этот проект ждет провал и готовились считать убытки, однако с момента открытия и по сей день в магазине не стихает ажиотаж среди покупателей.
Когда в компании сравнили доходы уватского магазина с лидерами продаж в сети, удивлению руководства не было предела.
- Возможно, сыграл роль тот факт, что территория села весьма удаленная и в какой-то степени закрытая. В то же время вблизи Увата немало населенных пунктов, попасть в которые можно только на пароме по реке Иртыш, - рассуждает Михаил Бутусов. - Хотя мы далеко не единственная компания по продаже строительных товаров в Увате, но спрос в нашей точке просто зашкаливает.
Похлебка в тренде
Особые перспективы развития сетевого бизнеса участники окружного форума "Франчайзинг. Регионы", который на днях прошел в Челябинске, усмотрели в сфере пищевой индустрии. Речь идет о развитии сети фермерских ресторанов и кафе русской кухни, где будут представлены исключительно продукты питания местного производства, без всяких импортных ингредиентов. В меню предлагается вернуть позабытые блюда из осетрины, жаркое по-домашнему, пельмени всевозможных видов и вкусов, а также русские блины.
По словам гендиректора центра инновационных решений в пищевой индустрии Артура Андреева, уже сейчас в сфере общественного питания активно идет замена подорожавших иностранных продуктов на отечественные. К примеру, элитный сыр рестораторы заменяют козьим местного производства, завозимое из Канады мраморное мясо - продукцией местных хозяйств, разводящих герефордов. Правда, пока не везде замена равноценна, но к этому нужно стремиться:
- Если в прошлом году на рынке ресторанного бизнеса в тренде было открытие пивных ресторанов, гастропабов и стейк-хаусов, то сейчас ориентиры меняются: новые ниши освобождаются для заведений национальной кухни - русской, грузинской, узбекской, - говорит Артур Андреев.
При этом открывать заведения национальной кухни эксперты советуют по франшизе, ведь раскрутка собственного бренда не только затратна, но и рискованна.
- В Челябинской области известен случай, когда успешный бизнес по франшизе предприниматель со временем сменил на собственный проект, созданный по аналогии, который получил похожее название, - рассказывает Артур Андреев. - Однако прежнего успеха достичь не удалось. Все-таки работа под брендом дает весомые гарантии успешного развития.