Через пять лет Урал перестанет ввозить семена картофеля из-за границы

Масштабный проект по импортозамещению в области семенного овощеводства стартовал на Среднем Урале. Недалеко от Екатеринбурга, в Белоярском районе, на этой неделе заложили первый камень в основание семеноводческого центра. В перспективе здесь будут не только выводить, но и выращивать в промышленных масштабах семена картофеля отечественных сортов. Однако, по оценке специалистов, в полную силу проект "Уральский картофель" развернется не раньше, чем через пять лет.

До этого времени регион будет по-прежнему зависеть от поставок семян "второго хлеба" из-за рубежа - из Голландии и Германии. Тотальная зависимость от импорта в этой сфере едва не сорвала нынешнюю посевную кампанию.

- Мы столкнулись с новыми вызовами, связанными с дефицитом семян картофеля, а также удобрений, завозимых из стран Европы. Необходимо искать принципиально иной выход из ситуации, чем постоянный поиск денег на закупки импорта, - резюмировал на недавней встрече с аграриями председатель регионального правительства Денис Паслер.

Хрен из-за бугра

Если зерновой генофонд в России все-таки удалось сохранить и на обеспечении сельхозпредприятий семенами пшеницы, ржи или ячменя международная обстановка сказывается мало, то масштаб овощной зависимости просто поражает. В семенную кабалу Запада попал не только Урал, а фактически все регионы страны.

- Пора всерьез заняться продовольственной безопасностью. Самая главная проблема - у нас не развито семеноводство. Мы обеспечиваем себя сахаром, но при этом 98 процентов семян сахарной свеклы импортные. Собираем хорошие урожаи картофеля, но 95 процентов семян опять же ввозятся из-за рубежа, - говорит член комитета Госдумы РФ по аграрным вопросам Светлана Максимова.

Фактически все традиционные для России овощи попадают на наши столы благодаря работе зарубежных семеноводов. Даже народный хит - хрен - наши аграрии умудряются импортировать из Испании. Объяснение у сельхозпроизводителей одно: в девяностые годы семеноводство в России было полностью загублено. Эта затратная отрасль перестала получать бюджетную поддержку и фактически обанкротилась. А сельхозпроизводители плавно перешли на импорт.

- Мировые лидеры в области семеноводства быстро завоевали наш рынок. Поступили очень грамотно: предлагали технологии, которые и в самом деле заметно повышали урожайность, но внедряли их только с условием, что будут использоваться их семена. Отдавали поначалу по дешевке, порой даже в убыток себе - лишь бы завоевать рынок. В итоге овощеводы на десятилетия оказались привязаны контрактами к зарубежным поставкам, - рассказывает Сергей Мотол, представитель хозяйства из Кировской области, специализирующегося на овощном семеноводстве.

С Сергеем Мотолом мы встретились в Уральском аграрном университете на семинаре, посвященном проблемам семеноводства. Большинство докладчиков представляло крупные зарубежные холдинги и с явной снисходительностью слушали единичные презентации российских коллег. Как горько шутили в кулуарах, из отечественного в сельском хозяйстве остались только руки.

Наука не накормит

По утверждению семеноводов, показатели урожайности российских сортов овощей не ниже зарубежных.

Проблемы в основном с продвижением на рынок. С нашими семенами у сельхозпроизводителей больше мороки: их не достать в объемах, необходимых для промышленного посева, технологии выращивания зачастую не отработаны, да и внешним, товарным показателям уделяется меньше внимания.

- Сейчас в реестре РФ 340 сортов картофеля, из них собственно российской селекции - чуть больше половины, остальные выведены за рубежом и активно используются нашими аграриями, - рассказывает заведующая отделом селекции картофеля Уральского НИИ Российской сельхозакадемии Елена Шанина. - Но я уверена, что, если будет усилена господдержка семеноводческих хозяйств, страна сможет прожить и без сортов, разработанных в европейских странах. Нашим ученым есть что предложить производителям.

Наработки ученых регионов УрФО действительно очень интересны. В Екатеринбурге вывели сорт картофеля, не боящегося колорадского жука, в Тюмени - корнеплод, способный вызревать в условиях вечной мерзлоты. Но эти новинки, к сожалению, привлекли внимание в основном владельцев небольших крестьянских хозяйств. Не потому, что крупные агропромышленные комплексы не заинтересованы в таких новациях. Просто, разрабатывая новый сорт, ученые не стремятся собрать большое количество семян и на продажу выставляют от силы сотню килограммов так называемого "суперэлитного поколения". Для промышленного же производства нужны сотни тонн, но их выращивание - задача не для научных институтов.

Об этом дисбалансе активно заговорили еще два года назад, когда российский Роспотребнадзор заявил о намерении ввести запрет на ввоз в страну семян картофеля из европейских стран.

- Нельзя бесконечно зависеть от зарубежных поставщиков. Крупные производители начинают переключаться на сотрудничество с отечественными селекционерами. В Екатеринбурге, в частности, запущен проект "Уральский картофель". Но для того чтобы схема заработала, необходима поддержка из бюджета, - еще весной 2013 года подчеркнул в беседе с корреспондентом "РГ" председатель Союза овощеводов Урала Виталий Дунин.

Рубить сук, на котором сидим, в надзорном ведомстве тогда не рискнули. Запрет не ввели, и призывы к возрождению отечественного семеноводства потихоньку стихли. Сегодня же речь идет уже не о запрете: новые экономические условия требуют экстренных действий.

Цена вырождения

Если в 2013 году килограмм суперэлитных клубней закупали у немецких и голландских компаний по 25-30 рублей, то к концу 2014-го их стоимость выросла до 50 рублей, а теперь приобретать семена приходится уже по 70-100 рублей. По нашим данным, именно по такой цене в феврале закупили семенной картофель для Свердловской области. К этому можно добавить еще транспортные расходы. Соответственно как минимум наполовину по сравнению с прошлой весной поднялась и стоимость семян картофеля последующих репродукций.

- Мы взвесили свои возможности и поняли: будем ужиматься. О закупке новых семян и речи не идет, обойдемся теми запасами, что есть в хозяйстве. Это, безусловно, скажется на урожайности, начнется вырождение сорта, но иного выхода нет, - призналась корреспонденту "РГ" заместитель директора сельхозкооператива "Битимский" Лариса Мальцева. - Если пустим в производство семена даже по 60 рублей за кило, то представляете, какая будет себестоимость и по какой цене мы вынуждены будем продавать урожай осенью? Покупателям картошка обойдется как минимум в сто рублей за кило…

Народная экономическая формула "что посеешь, то и пожнешь" в этом случае не сулит ничего хорошего. И быстро изменить ситуацию, увы, не удастся. Формально стартовавший два года назад проект "Уральский картофель" фактического развития не получил. Кроме одобрения со стороны региональных и федеральных властей, другой поддержки не было. Тогда как объем необходимых инвестиций, по расчетам Виталия Дунина, - не менее 300 миллионов рублей.

Сейчас для ЗАО "Уральский картофель", среди учредителей которого два хозяйства, занимающихся картофелеводством, и уральский научно-исследовательский институт сельского хозяйства, отведен земельный участок, поданы заявки на присоединение к инфраструктуре. Закладка первого камня - сигнал о том, что летом начнется активное строительство производственных площадей. Власти планируют возмещать половину затрат на их возведение (по 25 процентов из региональной и федеральной казны). Однако на все это уйдет немало времени, да и процесс наработки семенного фонда занимает не один год. Получается, что пятилетка для возрождения родной российской картошки - еще оптимистичный прогноз.

И напоследок информация к размышлению. На мой вопрос Виталию Дунину, будет ли "Уральский картофель" заниматься исключительно отечественными сортами, глава объединения овощеводов ответил: "Во всем важен принцип экономической целесообразности. Не исключена работа с импортными семенами, как это сейчас делают в крупном семеноводческом хозяйстве соседней Тюменской области".

А как у соседей

На Южном Урале между тем планируют увеличить посевные площади под картофель. Семенами хозяйства себя обеспечили еще в прошлом году. В трех крупнейших предприятиях региона, торгующих посадочным материалом, запасено 1600 тонн элитных клубней. Большинство сортов зарубежной селекции. Но в 2012 году по заказу регионального минсельхоза Южно-Уральский институт плодоовощеводства и картофелеводства разработал схему производства оригинального и элитного семенного картофеля, рассчитанную на шесть лет.