В Тюмени на 22 процента подорожает проезд в автобусах

Администрация Тюмени известила горожан о предстоящем повышении стоимости проезда в единственном виде общественного транспорта - автобусе. Билет, как объявлено, подорожает первого апреля сразу на 22 процента. Правда, пока есть лишь проект документа, главой администрации решение не завизировано. Реакция перевозчиков и пассажиров, которую наиболее полно отразили дискуссионные площадки городских порталов, полярная. Одна сторона утверждает: прибавка недостаточная, без серьезной бюджетной поддержки обанкротимся. Вторая сторона, дружно ссылаясь на тающие доходы, призывает пощадить кошельки горожан.

Последнее удорожание произошло сравнительно недавно - в феврале 2014-го - с 16 до 18 рублей. Скоро проезд будет стоить уже 22 рубля. Семьям, не имеющим автомобиля, придется ежемесячно тратить на автобус в зависимости от числа поездок и пересадок от полутора до четырех тысяч рублей. Для социально незащищенных слоев весьма существенно. Так почему бы, действительно, очередную наценку не ограничить уровнем прошлогодней инфляции? Тогда выйдет хотя бы 20 рублей.

Но этого, как уверяют экономисты муниципалитета, мало. По их подсчетам, средняя себестоимость поездки в нынешнем году составит 23,7 рубля. Исходя из того что в прошлом году городской транспорт перевез 131 миллион человек, при 20-рублевой цене билета на покрытие разницы между тарифом и себестоимостью потребовалось бы свыше 440 миллионов рублей. А ведь еще казна, как и прежде, обязуется обеспечить бесплатный проезд пенсионерам, льготный - школьникам и студентам. Объем этих расходов не разглашается, не раскрываются и опорные цифры обоснования себестоимости.

Реально она уже доходит до 25-28 рублей, уверяют частные перевозчики, у которых только маршруток около тысячи. Большинство запчастей, даже для отечественных машин, изготовляется за рубежом. Они подорожали минимум вдвое.

- Боюсь, прогорим. Средств на ремонт - мизер, брать кредит самоубийственно. Не ремонтировать сломанные автобусы - сорвать маршрутный график, подвести себя под штрафные санкции. Придется снижать не только долю "белой" зарплаты, но и "серой", экономить на том, на чем экономить нежелательно, а то и в принципе нельзя, - признается помощник директора одного из мини-АТП.

В свою очередь, без достойной оплаты труда водителей обеспечить безопасность перевозок сложно, подчеркивает предприниматель Гульсу Бурганова.

Нахождение за рулем по 13-15 часов - обыденность, прокуратура периодически выявляет такие случаи. Битком набитые салоны микроавтобусов, которые не предназначены для перевозки пассажиров стоя, подчас не имеют даже самодельных поручней. Это тоже обыденность, с ней, похоже, все смирились. Пример экономного подхода к содержанию техники - фанерные окна зимой и "обувка" из разных шин. ГИБДД, правда, входить в тяжелое финансовое положение владельцев опасных маршруток не хочет, эксплуатацию таких машин запрещает.

Доводы бизнесменов о невыгодности автобусных перевозок многие горожане воспринимают как лукавство. "На рынке работать себе в убыток никто не будет… И не надо плакаться, сейчас всем тяжело!"  - одна из типичных эмоциональных реплик читателей местного новостного сайта. Противники резкого повышения цены проезда сравнивают Тюмень с другими городами, где билет сравнительно дешев. Скажем, с Воронежем, где тарифную планку с 1 марта подняли "всего-то до 15 рублей". Однако сопоставление с этим региональным центром некорректно хотя бы в силу значительной разницы средних зарплат - она составляет приблизительно 9 тысяч рублей. По уровню зарплат Тюмень близка к Екатеринбургу, где разовая поездка на всех видах общественного транспорта давно уже обходится в 23 рубля, но зато при пользовании универсальным проездным с энным авансовым платежом гарантирована солидная скидка.

Обратила на себя внимание цифра, обнародованная заместителем главы администрации Тюмени Максимом Афанасьевым. В 2015-м тюменские автобусники заплатят только за ГСМ на 35 миллионов рублей больше, чем в предыдущем году. Переход на газомоторное топливо власти приветствуют, но предупреждают бизнес: на поддержку из бюджета не надейтесь. У него и без того долговая нагрузка велика - продолжаются лизинговые выплаты за сотни приобретенных ранее машин, поясняет один из вчерашних руководителей горадминистрации, ныне зампред Думы Тюмени Николай Романов. Обновление муниципального парка действительно заметно: средний возраст вместительных автобусов снижен до шести лет, "доходяг" на улицах областного центра не увидишь. И все-таки уже сегодня, по мнению депутата, надо позаботиться о среднесрочной перспективе, когда две трети больших автобусов, находящихся на балансе двух ведущих автотранспортных предприятий, почти одновременно выйдут из строя в силу износа. Надежда в том числе на мелких перевозчиков. Они же пока заморозили планы покупки новой техники.