Новости

С объектов культурного наследия уберут рекламу
Памятники архитектуры в российских городах скоро вздохнут свободно, ведь с них уберут все рекламные конструкции. Об этом говорится в новом законе, который "РГ" сегодня публикует. По мнению экспертов "РГ", это большой шаг вперед в вопросе обращения с объектами культурного наследия.

Суть нововведений проста - рекламу уберут с памятников истории и архитектуры, а также с прилегающих к ним территорий. Исключения будут сделаны для территорий достопримечательных мест. Также новые требования не будут касаться рекламы постановок, прочих культурно-просветительных и развлекательных мероприятий, которые проводятся на территории объектов культурного наследия. Театральные афиши и объявления об экскурсиях никуда не денутся.

Но информация о коммерческих организациях, являющихся спонсорами этих мероприятий, не должна будет занимать более 10 процентов площади информационного носителя. Нынешние разрешения на установку рекламных конструкций на таких объектах будут действовать до конца срока и не будут отозваны.

Авторы документа отмечали, что наружная реклама на объектах культурного наследия изменяет их облик, а также влияет на устойчивость и сохранность объектов. Депутаты решили бороться с рекламой в исторических местах после нашумевшего скандала - а именно установки девятиметрового павильона-сундука прямо на Красной площади.

Павильон после бурного обсуждения этой акции оперативно убрали. Но законодатели решили подойти к проблеме системно и предложили запретить всю рекламу на объектах культурного наследия.

Эксперты в области архитектуры единодушно поддержали такое решение. "Старые дома имеют свое архитектурное лицо, свои украшения, которые нельзя закрывать. Они сильно влияют на облик самих строений. Перебивать карнизы, вешать огромные коробы - все это совершенно немыслимо. Сейчас в Москве начали делать стандартные вывески магазинов, это гораздо лучше смотрится", - говорит член экспертно-консультативного общественного совета при главном архитекторе Москвы, член движения "Архнадзор" Роман Цеханский.

Компании - операторы рекламных конструкций будут всячески противиться принятию новых правил, считают опрошенные "РГ" эксперты. Не исключено, что кто-то будет их напрямую саботировать. Сложнее всего придется в крупных городах, где цены на аренду самые высокие. По словам Романа Цеханского, в столице стоит придать официальный статус общественным объединениям. Например, создать инспекцию, состоящую из добровольцев, которые будут сообщать о нарушениях установленных правил.

Положительно о документе отзывается и председатель правления Московского общества охраны архитектурного наследия Марина Хрусталева. Она указывает, что в Москве работа по сокращению количества наружной рекламы уже началась некоторое время назад. Но когда новые поправки заработают, изменения станут еще заметнее. Особенно на "исторических" улицах. Таких, как Пятницкая, Сретенка, Старый Арбат в Москве.

Кроме того, легче вздохнут и постройки в небольших городах с богатой историей. "Там в центральных частях города, где в основном протекает вся общественная жизнь, исторические постройки бывают завешаны рекламой безжалостно", - говорит собеседница "РГ".

Как у них

Италия

Несмотря на наличие законодательства, запрещающего размещение рекламных плакатов на зданиях, имеющих историческую значимость, в итальянских городах подобных объявлений не счесть. Еще 2004 году министерством культуры Италии была одобрена норма, в которой прописано, что "запрещено размещать и устанавливать плакаты либо рекламные щиты на зданиях и в зонах, находящихся в ведении министерства. Тем не менее в законе, судя по всему, имеются серьезные "лазейки": на сегодня более 60 римских, 37 флорентийских, шести венецианских древних палаццо и более 260 миланских зданий "украшают" гигантские плакаты, порой полностью закрывающие собой всемирно известные музеи и исторические объекты. Правда, в 99 случаях из ста город идет на эту "жертву", чтобы поблагодарить щедрых спонсоров, которые вложили в реставрацию того или иного здания многомиллионные средства. Именно по этой причине, нередко вместе с рекламой того или иного бренда (как правило, в роли меценатов выступают знаменитые итальянские модные дома), прилагается подробный план по реконструкции. Так, к примеру, было с рекламой ювелирного дома "Булгари", недавно отреставрировавшего легендарный фонтан "Баркачча". Среди других люксовых марок-филантропов, согласившихся внести свой вклад в спасение главных достопримечательностей Вечного города, обувная фирма "Тодс", согласившаяся поддержать Колизей, а также римский модный дом "Фенди", который выделил средства на реконструкцию "короля" римских фонтанов - "Фонтана-ди Треви". Итальянское общественное мнение по этому вопросу двоякое. Одни считают, что реклама уродует всемирно известные памятники искусства. По их мнению, проведение реставрационных работ - это отличное прикрытие для проведения масштабной рекламной кампании, фоном для которой служит "Дворец Дожей" или "Библиотека Марчана". Они уверены, что на самом деле реконструкция длится намного меньше, чем висят рекламные щиты. Другие же не сомневаются, что без вливаний со стороны частных компаний эти здания давно ушли бы в небытие.

Последние новости