Россия приостановила участие в Совместной комиссии по ДОВСЕ

Принятое российским руководством почти восемь лет назад решение приостановить действие Договора об обычных вооруженных силах в Европе вчера получило логическое продолжение. С 11 марта наша делегация не участвует в заседаниях Совместной консультативной группы по ДОВСЕ.

Де-юре оставаясь в договоре, Москва прекращает диалог с Западом по этому документу. Наши интересы в переговорах по ДОВСЕ теперь будет представлять Белоруссия.

В МИД России объяснили такой шаг. Страны НАТО расширяют границы альянса и всячески препятствуют вступлению в силу Соглашения об адаптации ДОВСЕ. В такой ситуации поддерживать жизнеспособность режима контроля над обычными вооружениями в Европе для России бессмысленно и затратно.

Договор об обычных вооруженных силах в Европе был заключен в ноябре 1990 года. Он существенно снижал порог вооруженного противостояния двух военно-политических союзов - НАТО и Организации Варшавского договора. Соперничающие многие десятилетия организации соглашались значительно сократить на материке свои воинские контингенты. А деятельность блоков, в том числе связанная с передислокацией армейских частей, становилась прозрачнее.

После развала СССР и Организации Варшавского договора многие бывшие союзники оказались по разные стороны баррикад. Некоторые страны соцлагеря вступили в НАТО. Членами блока даже оказались отдельные республики бывшего СССР. И на них "натовские" ограничения по ДОВСЕ не распространились. Скажем, в Литве сейчас несут боевое дежурство истребители НАТО, а по этому документу там их быть просто не может.

Вот почему в конце 90- х годов Россия настояла на подготовке адаптированного к современным реалиям Договора об обычных вооруженных силах в Европе. В 1999 году новый вариант документа был подписан. Для его вступления в силу требовалась ратификация, однако эту процедуру выполнили только четыре государства - Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина.

В итоге ситуация с ДОВСЕ выглядит так. Россия, серьезно сократив свои вооружения в европейской части страны и потеряв возможность по собственному усмотрению передислоцировать войска на юге и северо-западе страны (на эти территории распространяются так называемые фланговые ограничения договора), оказалась повязанной международными обязательствами по рукам и ногам. В то же время государства НАТО, не ратифицировавшие адаптированный договор, спокойно размещают свои части и боевую технику в бывших соцстранах и республиках СССР.

На эту абсурдность действующего договора обратил внимание президент России, в 2007 году приостановивший наше участие в ДОВСЕ. К сожалению, решение Москвы, похоже, на Западе большого внимания не вызвало. Более того, движение НАТО к нашим границам в последнее время ускорилось. Поэтому Россия и пошла на полное приостановление действия этого договора.

компетентно

Руслан Пухов, директор Центра анализа стратегий и технологий:

- Есть основополагающий принцип международного права: Pacta sunt servanda - с латинского "Договоры должны соблюдаться". Россия более двадцати лет придерживалась его по ДОВСЕ, хотя после развала Советского Союза и Варшавского пакта этот договор превратился в анахронизм. Предложенный РФ его адаптированный вариант, учитывающий новые реалии, Запад откровенно игнорировал. Поэтому и нашему терпению пришел конец.

Вопрос даже не в том, почему Россия окончательно выходит из ДОВСЕ, а в том, почему она так долго оставалась верна свои обязательствам. Полагаю, что мы до последнего надеялись найти общий язык с США, донести до Штатов свои озабоченности. А НАТО тем временем приближалось к российским границам, размещало войска в странах Балтии. Держаться и дальше в таких условиях за ДОВСЕ было бы верхом легкомыслия.

Махмут Гареев, президент Академии военных наук, генерал армии:

- Не первый раз западные страны, в первую очередь США, отказываются выполнять подписанные ими же соглашения. Поэтому Россия вынуждена предпринимать ответные шаги.

Не работает Договор об обычных вооруженных силах в Европе, значит, надо искать другие формы контроля за вооружениями. Такой контроль прежде существовал и был, на мой взгляд, достаточно эффективным. Но если на Западе игнорируют ДОВСЕ, нет смысла держаться за него и нам.

Игорь Коротченко, член Общественного совета при Минобороны России:

- Этот договор не отвечал интересам национальной безопасности, поскольку накладывал на Россию ограничения на размещение вооружений и военной техники в тех или иных регионах страны. В то же время мы видим, что все попытки найти консенсус с Западом по данной проблеме заканчиваются безрезультатно. Американцы активно продвигают свою военную инфраструктуру в странах Прибалтики, которые не охватываются никакими фланговыми ограничениями. Таким образом, неконтролируемая военная активность на территории Прибалтики может привести к созданию там ударных группировок, представляющих непосредственную опасность для России.

Руководствуясь принципами здравого смысла, Россия и приостановила свое участие в ДОВСЕ несколько лет назад. Теперь же мы фактически выходим из этого договора.

Леонид Ивашов, президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник:

- Этот договор уже много лет не работает, он по сути мертвый. Договор подписывался еще в советское время, когда страны Варшавского договора и НАТО таким образом ограничили свою военную деятельность. Кстати, ДОВСЕ уже тогда был ущербный, потому что американцы категорически настояли, чтобы в него не включались морские вооружения, крылатые ракеты и некоторые другие виды оружия.

В 1999 году была попытка адаптировать договор с учетом изменившихся условий, так как Варшавский договор распался, а ряд стран восточного блока стали членами НАТО. Вроде что-то там получалось, но новый договор так в силу и не вступил.

При этом для России ограничения договора, особенно фланговые и особенно на юге страны - в кавказской зоне, продолжали лимитировать численность наших вооружений. Поэтому в 2007 году Россия заморозила свое участие в этом договоре, но согласилась ждать лучших времен. На случай, если бы отношения между Россией и Западом улучшились. Однако этого не случилось.

Единственное, что происходило в последние годы в рамках ДОВСЕ, это то, что Россия участвовала в консультативной группе, держала там делегации. Если говорить о последствиях выхода из ДОВСЕ, то мы только сэкономим на командировках специалистов.