Михаил Борисович, в результате подписанного сегодня соглашения Эрмитаж откроет свой центр в Москве. Что он из себя будет представлять?
Михаил Пиотровский: Сегодня мы с компанией "Группа ЛСР" подписали соглашение о создании музейного центра-спутника "Эрмитаж - Москва". "Группа ЛСР" как раз занимается девелопментом того места, где в Москве когда-то стоял ЗИЛ. Именно там будет строиться наш центр. Готов он будет где-то года через два и станет частью проекта Большой Эрмитаж и "Эрмитаж 20 / 21". Он будет посвящен современному искусству. Мы полагаем сделать его именно таким, соотносящимся с уже существующим в Москве кластером и сетью самых различных культурных учреждений, связанных с современным искусством. И нам с коллегами, конечно, хотелось бы достичь в этом проекте нового качества работы с современным искусством.
Уже выбран замечательный молодой архитектор центра - Хани Рашид, он, кстати, участвовал в подписании соглашения. А хороший архитектор это очень важно. И сейчас мы начинаем работу и прежде всего всевозможные консультации с другими музеями на тему, как нам создать нечто такое, что принесет в Москву мистику Эрмитажа.
- Какое-то время назад вы говорили, что в Москве трудно найти культурную нишу для Эрмитажа. Что переполненная музеями столица не уступит место великому мировому музею . Ваша точка зрения изменилась?
Михаил Пиотровский: Мы нашли ход, который позволяет нам это сделать. Именно ориентация этого проекта на современное искусство убедила нас, что в таком виде ниша в Москве для нас есть.
Тем более что работа с "Манифестой 10" и выставкой Фрэнсиса Бэкона показали всем, что у нас есть наш особенный, эрмитажный подход к современному искусству. Он не всеми разделяется, но мы продолжаем смотреть на современное искусство как на непрерывную часть мирового искусства, из которого оно выделяется лишь хронологически. Не просто диалог с классикой, а прямое продолжение классики - вот что такое для нас современное искусство. Именно так мы делали у себя "Манифесту 10". Надо сказать, что с нашим подходом можно дискутировать, но он есть, и это наш эксклюзивный эрмитажный подход, наши нестандартные методы создания выставок.
Ну а кроме того, не менее важно, что проект сориентирован на культурное развитие городской среды, создание совершенно нового места в целом районе Москвы. Там будут и образовательные учреждения, и концертные залы, мы думаем о лектории, регулярных пресс-конференциях, акциях - в общем, получается целое представительство Эрмитажа в Москве. Если все удастся, то это будет серьезная вещь.
А раньше нам действительно казалось, что ниши в Москве для нас нет. Но сейчас мы нашли ее.