12.03.2015 11:25

Неандертальцы любили "бижутерию" из когтей хищных птиц

Неандертальцы умели делать украшения уже как минимум 130 тысяч лет назад.

К такому выводу археологи пришли, изучив древние артефакты, найденные в хорватской пещере Хушняково: когти орланов-белохвостов. Всего в ходе раскопок удалось обнаружить восемь наборов таких когтей, большая часть из которых была обработана с помощью орудий труда и имела царапины и порезы. Анализ показал, что когти были "одногодками" и рисунок декоративных V-образных царапин и выточенных углублений на некоторых из них практически полностью совпадал. Кроме того, часть из них несла на себе следы полировки.

"Это реально ошеломляющее открытие. Одно из тех, которые сваливаются на нас как будто из воздуха. Оно было столь неожиданным и даже пугающим, так как до этого времени мы не находили даже малейшего намека на существование подобных украшений (среди неандертальцев)", - цитирует РИА Новости слова одного из авторов открытия Дэвида Фреера из университета Канзаса.

Судя по возрасту находки, возраст которой составляет 130 тысяч лет, изделия из когтей орланов являются самым древним образцом "бижутерии", изготовленной доисторическими людьми. По предположению ученых, когти могли быть элементами ожерелий или браслетов. И если это действительно так, то открытие бросает вызов популярной среди некоторых антропологов гипотезе о том, что неандертальцам не свойственно было абстрактное мышление и они были менее культурно развиты, чем наши предки-кроманьонцы, появившиеся в Европе на 80 тысяч лет позже.

Статья с результатами исследования вышла в журнале PLoS One.