Воронежских детей научили снимать мультики

Один из ведущих российских режиссеров-"пластилинщиков" Сергей Меринов, автор заставок к "Горе самоцветов" и нескольких фильмов этого цикла, а также клипов "Несчастного случая", дал мастер-класс для воронежских детей в рамках "Большого фестиваля мультфильмов".

Нынешний бум анимационных отечественных сериалов на ТВ он предсказал пару лет назад. Теперь - увидел перспективу в приложениях для смартфонов и планшетов. Зачем детям снимать мультики, где искать "золотую жилу" в анимации и почему создатели фильмов боролись за рекламные паузы, Сергей Меринов рассказал корреспонденту "РГ".

Что за "обучалку" по пластилиновой анимации вы придумали?

Сергей Меринов: Онлайн-курс для начинающих - чтобы и дети сами, и взрослые с ними могли заниматься. Сейчас он находится в стадии финального монтажа. Основа - приложение на Android и для Apple-устройств, а на специальных страничках в соцсетях можно будет выкладывать готовые фильмы, обсуждать, советоваться. Это проект моей студии "Пластилин" и продюсера онлайн-курсов Рустэма Амирова. Абсолютно каждый может взять планшет или мобильный телефон и на него снять свой первый мультфильм. Сейчас много программ для этого, дети ими вовсю пользуются, выкладывают работы в Youtube, целые сообщества уже есть - например, многие делают мультфильмы из Lego. Мы же хотим научить тех, кто пока ничего в анимации не смыслит, причем так, чтобы она стала для них не просто баловством (взял, подвинул, пощелкал), чтобы получилось грамотно и красиво.

Это больше воспитательный проект или вы хотите вырастить новое поколение аниматоров?

Сергей Меринов: Над этим я много лет работаю и… вы знаете, получается. У меня на студии - сплошь ученики. Я с другими работать не умею. На самом деле, аниматоров в России немного. Если в Китае по государственной программе каждый год выпускают сто тысяч таких специалистов, то у нас всего в отрасли трудится, хорошо, если несколько тысяч человек. Конечно, потребность в кадрах не столь велика, но она растет - индустрия-то возрождается. В Воронеже своя анимационная студия, у нее большие успехи со "Снежной королевой"… Я преподаю взрослым в школе для аниматоров - выпускники нарасхват.

Индустрия складывается?

Сергей Меринов: Да, хотя и с трудом. Полнометражные мультфильмы про богатырей в новогодние каникулы постоянно становятся лидерами проката. По кассовым сборам "делают" все голливудские блокбастеры. Есть такие суперуспешные проекты, как "Маша и Медведь" или "Смешарики". У "Маши…" столько почитателей, что они ее вывели, если не ошибаюсь, в мировой топ по просмотрам на Youtube!

Представим, что у нас в анимации появилось что-то очень самобытное. Ее на экраны-то возьмут?

Сергей Меринов: Сейчас уже да. "Богатыри" пробили стену предубеждения, с которым русские прокатчики относились к отечественным мультфильмам. В брешь хлынула "Снежная королева" и так далее - публика истосковалась по нашему кино, главное не обмануть ее ожидания.

Продвижение российской продукции - тема злободневная. Аниматоры ее поднимают давно, однако бизнес не был готов системно вкладываться в отрасль, и долгое время все упиралось в господдержку. Ситуация меняется?

Сергей Меринов: Те же "Фиксики", "Смешарики" и "Богатыри" - это вообще-то прибыльный бизнес. Полный метр зарабатывает на прокате, сериалы - за счет мерчендайзинга, продажи игрушек и сопутствующих товаров, новогодних шоу. Господдержка культуры нужна, но если отрасль хочет жить и развиваться, она должна зарабатывать самостоятельно. И мы этому потихоньку учимся.

У студий "Пластилин" и "Пилот", где вы работаете, каково соотношение государственных и частных заказов?

Сергей Меринов: "Пластилин" в последнее время делал "Азбуку" - там были и бюджетные, и частные деньги, однако в первую очередь мы выживаем благодаря рекламе, социальным роликам и клипам. "Пилот" снимал в основном фильмы для большого государственного проекта "Гора самоцветов". Он был под угрозой закрытия, потом перешел на "лайт-финансирование": раньше в год выпускали по 10-15 серий, теперь не больше трех и с маленьким бюджетом. Видимо, проект перерос сам себя, но он все равно очень успешен и интересен как культурное явление. "Гора самоцветов" идет на канале "Мульт", выложена в Интернете на Youtube, на дисках продается. Первый канал ее отдал своим кабельным "дочкам" - неформат.

Если в Китае по госпрограмме каждый год выпускают сто тысяч специалистов мультипликации, то у нас всего трудится несколько тысяч

В анимации уже ощутим кризис и сокращение бюджетных расходов?

Сергей Меринов: Мы готовимся. Малейшие колебания в экономике сразу бьют по нам, потому что анимация - это роскошь. Нас первых лишают госфинансирования, с бизнесом разговаривать становится очень тяжело: у всех свои насущные проблемы. Хотя нам не привыкать. Мы же энтузиасты.

Появление Ассоциации анимационного кино уже принесло плоды?

Сергей Меринов: Конечно, когда продюсеры ведущих отечественных студий объединились, им стало проще не только решать чисто коммерческие вопросы, но доносить свои предложения до государства. В результате, например, отменили федеральную норму, которая душила анимацию: в мультфильмы нельзя было вставлять рекламу, и телеканалы их из-за этого просто не брали. Есть и другие законы, которые работают против отечественного производителя. Нам очень нужны налоговые льготы, как у айтишников, ведь анимация - практически IT-производство. У нас компьютерные технологии покруче, чем во многих IT-проектах! Дальше, по-моему, нужно создавать полноценный профсоюз работников анимационного кино. Продюсеры в этом не слишком заинтересованы, но когда отрасль окрепнет, вопрос решится.

Высокие IT-технологии у вас импортные, наверное?

Сергей Меринов: В основном да, но собственные разработки тоже есть.

А пластилин хотя бы отечественный?

Сергей Меринов (смеется): Испанский! Наш ужасен, извините за непатриотизм. Я честно пытался с ним работать - увы, для анимации он не подходит. Жесткий, жирный, некрасивых цветов, плохо смешивается… принимает не ту форму, которую ты хочешь… пачкается и под лампами тает.

Когда зародилось ваше увлечение пластилином?

Сергей Меринов: В детстве я целые армии лепил. Потом фильмы моего учителя Александра Татарского ("Падал прошлогодний снег", "Пластилиновая ворона") крепко в душу запали. Я проработал 12 лет в рисованной анимации, а когда пошел учиться на Высшие режиссерские курсы, снял дипломный фильм в пластилине. Захотелось возродить этот вид на "Пилоте". Так и идет до сих пор.

Помните своего первого пластилинового героя?

Сергей Меринов: Мне очень дорог Куйгорож из одноименного фильма в "Горе самоцветов". Он не первый, но его я придумал от и до, так как в сказке это персонаж-невидимка, мистический такой. Было где фантазии разгуляться.

Ключевой вопрос

Зачастую наши коммерчески эффективные продукты сделаны по образу и подобию зарубежных. Как вы к этому "догоняющему развитию" относитесь?

Сергей Меринов: Я всегда был против подражания Западу даже с чисто прагматической точки зрения. Зачем конкурировать с обгоняющим тебя лет на 20 соперником на его поле? Давайте делать что-то необычное, чего нет у конкурентов. И опыт "Пластилина" подтверждает, что это верный путь. Мы - единственная из российских студий, получившая контракт у телеканала Disney. Наша пластилиновая "Азбука" там с огромным рейтингом шла. Со всеми остальными форматами компания прекрасно справлялась сама, а оригинального продукта для российских детей у нее не было. Если бы я снимал полный метр, то это было бы в стиле советского "Карлсона" или "Винни-пуха" - таких образцов нет нигде. Гонка за Pixar’ом и Disney’ем кажется мне бессмысленной: зритель видит разницу в качестве и голосует рублем не за нас. Те же "Богатыри" в чем-то вторичны, но они нашли нестандартный ход - юмор "Камеди клаб" совместили с мультипликацией. Взрослые, по-моему, на эти фильмы ходят с большим удовольствием, чем дети. Мы можем себе позволить не догонять, имея одну из лучших анимационных школ в мире. Ее, конечно, гробили с начала 1990-х, но корни целы - есть над чем работать.