12.03.2015 14:30
Поделиться

В орловских школах учеников научат мириться

Уполномоченный по правам ребенка в Орловской области Владимир Поляков призвал создать в школах группы примирения и центры психологической разгрузки для учителей. По его мнению, этот шаг поможет снизить "нервное напряжение" в образовательных учреждениях.

Сор из избы

Конфликтных ситуаций в школах происходит все больше. Конечно, педагоги провоцируют их далеко не всегда. Год назад в орловском райцентре Ливны случилось серьезное и из ряда вон выходящее ЧП: в одной из школ девятиклассница на уроке ударила учительницу и вырвала у нее клок волос. Наверное, об этом широкая общественность и не узнала бы, если бы информация не появилась в соцсетях. Ею заинтересовались СМИ, но чиновники от образования сделали вид, что ничего не произошло. Сор из избы выносить не стали. Говорят, девочка извинилась, все списали на нервный срыв. В полицию заявление учительница подавать не стала, история постепенно забылась.

Другой пример. В одной из орловских гимназий семиклассник прослыл хулиганом. Родители его одноклассников обвинили мальчишку в нарушении правил поведения и пожаловались во все инстанции, потребовав: переведите его в другой класс, он же буквально третирует учеников. Если сказанное - правда, каково бы пришлось "другому классу"? Почему-то родители обиженных семиклассников об этом не подумали. А если и думали, то промолчали, следуя, видимо, принципу "пусть случится с кем угодно, только не со мной". В гимназии создали комиссию, стали разбираться. Мама и бабушка "хулигана", естественно, в обиду чадо не дали. Напротив, обвинили педагогов и директора в том, что те предвзято относятся к мальчугану. Комиссии не удалось решить проблему. Спор перетек в суд, где родители и педагоги начали выяснять отношения, обвиняя друг друга в клевете и в оскорблениях. Конечно, защищать и оберегать своего ребенка - право каждого родителя, но вряд ли распалившиеся взрослые задумались над тем, какой пример подают детям.

К сожалению, подобных случаев в последние годы становится все больше. Школьные конфликты вспыхивают по любому поводу. Скандалят дети, скандалят родители, не выдерживают учителя. По словам регионального уполномоченного по правам ребенка Владимира Полякова, поток обращений не сокращается. В прошлом году только к нему поступило 47 жалоб на школьные конфликты. Разбираться в таких делах приходится деликатно.

Группа быстрого реагирования

Причины конфликтов и пути их разрешения всегда ищут на месте. Обычно уполномоченный лично выезжает в школу, иногда его подменяют общественные помощники. Нередко проводят совещания, куда приглашают не только педагогов, а также чиновников и родителей. В большинстве случае проблему удается решить. Но бывает, что вмешиваться приходится и правоохранительным органам. При этом стоит добавить, что многие споры не получают широкой огласки, поскольку учителя, особенно старой закалки, не жалуются на учеников.

- Часто жалобы обусловлены нежеланием некоторых учителей искать индивидуальный подход к ребенку, требующему особого внимания, - считает Владимир Поляков. - Нередко проблему обучения гиперактивных детей педагоги стараются решить, вынуждая родителей перевести его в другое образовательное учреждение или на домашнее обучение.

Но ответственность с учителя никто не снимал, поэтому спрашивают с него строго. К слову, по статистике, молодые педагоги реже конфликтуют с учениками и родителями, чем представители "советской школы". Социологи считают, что не последнюю роль играет психология. Все-таки 30 лет назад школы и школьники были другими, иными были и стандарты обучения, не говоря о том, что в обществе изменились нормы поведения. Было время, когда ученицу могли наказать за макияж или жевательную резинку.

В прошлом году к детскому омбудсмену поступило 47 жалоб на школьные скандалы

Сегодня педагоги более толерантны, хотя пожилые учителя до сих пор ворчат по поводу подведенных глаз или смелой стрижки. Кажется, мелочь. Ан нет: вот и причина для конфликта. По оценкам социологов, в Орловской области так называемый уровень нервозности школьных учителей составляет 80 процентов. У 40 процентов педагогов выявлена эмоциональная неустойчивость. Эксперты считают это прямым следствием напряженности труда и специфики профессии.

Присядь, отдохни

- Учитель, находящийся в состоянии нервного напряжения, способен нанести психологическую травму детям, - считает детский омбудсмен. - Поэтому в школах повсеместно необходимо создавать центры или комнаты психологической разгрузки, где педагог может отдохнуть.

Пока в области идея широко не практикуется, хотя положительные примеры есть. Так, центр психологической разгрузки для педагогов и школьников действует в орловской школе № 50. По сути, учителя проходят там психологическую реабилитацию. В одной из двух комнат расположился педагог-психолог, который помогает не только детям и родителям, но и коллегам. Вторая комната - непосредственно для релаксации. Здесь установлена специальная удобная мягкая мебель, свет всегда приглушен, а воздух насыщен кислородом, который подает специальный ионизирующий кондиционер. При желании, педагог может посидеть в тишине, но, как правило, учителя отдыхают под тихую успокаивающую музыку - комната оборудована цветомузыкальной акустической системой. Словом, кабинет создан для того, чтобы у человека возникло чувство уединения.

Но одним лишь созданием комнат релаксации проблему конфликтов не решить. У уполномоченного есть и другой рецепт. Он предложил создавать в школах своего рода группы примирения.

- Как правило, конфликты между детьми становятся известны взрослым только после произошедшего насилия, когда кто-то реально пострадал, - говорит Владимир Поляков. - Школа и семья должны делать все возможное, чтобы конфликты вовремя предотвратить и не доводить ситуацию до крайности. Эту задачу можно и надо решать при помощи медиативных технологий.

Что такое медиация? Это наиболее мягкая и доброжелательная форма примирения сторон, когда между ними выступает посредник, помогающий разрешить спор. При такой форме переговоров стороны сами, по сути, находят способ урегулировать конфликт, но подводит их к этому опытный переговорщик. По мнению Владимира Полякова, в школах медиативные технологии могут применять специальные службы примирения, действующие постоянно. Они должны состоять из учителей, психологов, учеников и родителей.

- Благодаря медиации можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до тяжелых последствий, - уверен детский омбудсмен. - Да и в целом разрешение конфликтов не с помощью административного давления, а с применением медиативных подходов создаст благоприятный климат в учебных заведениях.

В некоторых орловских школах такие службы действуют и, говорят, дают хороший результат. Но такая практика должна быть повсеместной.

Платить или не платить

Размышляя о причинах возникновения конфликтов, нельзя не отметить, что нередко они кроются не только в межличностных отношениях учеников и учителей. Система образования реформируется постоянно и порой случаются перегибы. В Орловской области, например, уже который год не утихают споры вокруг учебников: платными они должны быть или бесплатными?

Еще прошлым летом прокуратура региона провела проверку и пришла к неутешительному выводу. По данным ведомства, на 1 сентября 2014 года "не было обеспечено право более 34 тысяч учащихся 1-5 классов общеобразовательных школ области на получение бесплатных учебников и учебных пособий". В прокуратуре сочли это нарушением ФЗ "Об образовании в РФ", гарантирующего общедоступность и бесплатность образования в соответствии с федеральными государственными стандартами. Облправительству выдали предписание, и только затем объем финансирования увеличили. По официальным данным, в прошлом году облдепартамент образования и молодежной политики потратил на покупку учебников 40,1 миллиона рублей - почти вдвое больше, чем годом ранее. Кроме того, власти, наконец, увеличили норматив финансирования расходов на обеспечение школьников учебниками. Раньше он составлял всего 333 рубля в год на ученика (при том, что комплект учебников стоит от 3 до 5 тысяч рублей). Теперь норматив составляет 3-6 тысяч рублей на ученика, которые выделяют в течение пяти лет. Впрочем, и это не сняло проблему. По словам Владимира Полякова, право детей на бесплатные учебники по-прежнему нарушается.