Дело о крушении платформы "Кольская" направлено в суд

Крушение буровой платформы "Кольская" стало очередным свидетельством того, что деньги могут быть дороже человеческой жизни. В этом убедились следователи, отчитавшиеся сегодня об окончании расследования уголовного дела по факту катастрофы.

"Кольская" затонула в Охотском море 18 декабря 2011 года во время буксировки на Сахалин от шельфа Камчатки, где были завершены работы по бурению скважины. Погибли 53 человека. Следователи винят в трагедии двоих бывших сотрудников мурманской компании-судовладельца "Арктикморнефтегазразведка".

И.о. заместителя гендиректора по безопасности мореплавания Борис Лихван и и.о. главного инженера Леонид Бордзиловский координировали буксировку с "земли".

Как рассказал заместитель руководителя Дальневосточного следственного управления СК РФ Александр Демин, выживших могло быть как минимум на 28 человек больше. Именно столько членов буровой бригады нужно было снять с борта, поскольку они не имели никакого отношения к транспортировке платформы.

- В компании не захотели тратиться на доставку их к берегу и поэтому ее запретили, нарушив таким образом основное требование безопасной буксировки, - объясняет Демин.

По его словам, еще одним нарушением правил стало то, что Лихван и Бордзиловский не проконтролировали скорость перегона платформы. Ответственный за буксировку превысил ее на шестые сутки хода - хотел обогнать приближавшийся шторм.

"Кольскую" разогнали до 4,8 узла (при максимально разрешенных 3,2). Поднявшиеся в море пятиметровые волны пробили обшивку корпуса установки. Образовались трещины, по которым непрерывно начала поступать вода. В результате платформа накренилась.

Начальник "Кольской" запросил на "земле" разрешение спустить опорные колонны для восстановления равновесия. Получил отказ. Добро дали только спустя сутки, когда сделать это было уже невозможно.

Особенно циничным поступком со стороны обвиняемых, подчеркивают в СК, стало затягивание спасательной операции. Слишком накладно показалось сотрудникам фирмы нанимать вертолеты. Следователи утверждают, что о неминуемой гибели платформы обвиняемые знали еще за сутки (!) до трагедии, но ничего не предприняли. Более того, запрещали терпящему бедствие экипажу подавать SOS.

Вопреки запрету утром 18 декабря капитан "Кольской" запросил помощь. Первые спасатели смогли прибыть к месту происшествия только спустя шесть часов. Около часа дня по сахалинскому времени платформа опрокинулась и затонула на глубине более тысячи метров. Только 14 человек успели спасти.

Экономия в итоге обернулась для "Арктикморнефтегазразведки" огромными расходами. Только за уникальное обследование платформы с помощью аппарата "Тритон" компания заплатила более десяти миллионов рублей. Отдельной статьей расходов стало удовлетворение гражданских исков от потерпевших.

Всего по делу провели более 60 экспертиз. Одна из основных - технико-судоводительская. Согласно ей причиной катастрофы стала потеря плавучести платформы и затопление отсеков балластных танков.

Должностным лицам инкриминируют часть 3 статьи 263 УК РФ - нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц. Им грозит до семи лет лишения свободы.

Справка "РГ"

По этой же статье в апреле 2014 года суд приговорил к двум годам тюрьмы гендиректора компании, которой принадлежал сухогруз "Амурская". Теплоход, нагруженный золотосодержащей рудой, потерпел крушение в Охотском море в октябре 2012-го. Судовладелец отправил неприспособленную для перевозки навалочных грузов и значительно перегруженную "Амурскую" в штормовое море. На его совести гибель десяти человек - всего экипажа.