Идею подал директор Якутского НИИ сельского хозяйства Айал Степанов.
- Забой домашнего скота на мясо и сбор урожая в республике происходят залпово, в очень короткий период. Соответственно, у заготовителей не хватает средств на единовременную закупку такого объема продукции, - объяснил глава института.
Чтобы нивелировать эту проблему, он предложил внедрить в сельском хозяйстве систему фьючерсных контрактов на поставки продовольствия. То есть заблаговременно оплачивать урожай на корню и будущее мясо, когда оно еще пасется на травке.
Система фьючерсов, предусматривающая относительно равномерное поступление средств в течение года, в первую очередь выгодна фермерам. В этом смысле предложение хорошо вписывается в общую политику региональных властей, направленную на развитие товарного производства сельхозпродукции. Полученные за будущий товар деньги можно будет пускать в работу именно тогда, когда потребность в них наиболее велика, - в процессе ухода за скотом и будущим урожаем. Кроме того, отпадет нужда решать проблему хранения продукции до момента ее продажи - это станет заботой покупателя.
С выгодами для заготовителей сложнее. Закупать урожай на корню по фиксированной цене никому не запрещено и сейчас. Проблема в рисках, а они в Якутии очень высоки, поскольку территория всего региона входит в зону рискованного земледелия. Дамоклов меч летних заморозков, засух или, наоборот, губительных паводков висит не только над растениеводством, но и над животноводством, поскольку кормовая база имеет весьма неустойчивый характер. Впрочем, даже в хорошие годы гарантировать урожай сложно.
Показательный пример срыва поставок сельхозпродукции недавно обсуждала комиссия Якутской городской думы по развитию территорий и агропромышленного комплекса. Как сообщил депутатам начальник управления сельского хозяйства мэрии Якутска Яков Алексеев, в прошлом году муниципалитет выплатил работающему в пригороде фермеру без малого полтора миллиона рублей субсидии под обязательство поставить овощи и около 60 тонн картофеля. Однако картошку город от него не получил.
- Он выполнил обязательства по капусте, свекле и моркови, а по картофелю - нет. У меня вообще сложилось впечатление, что нам показывают какие-то дутые цифры, поскольку уже в октябре у него на базе не было картошки, - заявил Яков Алексеев.
Фермер же объяснил ситуацию просто: муниципальные власти обещали субсидию весной, а перечислили деньги только в сентябре, когда никакого проку от них уже не было.
Проблемы могут возникать даже тогда, когда, казалось бы, все выращено и заготовителю осталось только забрать готовое. Домашние олени, к примеру, нередко отбиваются от стада и уходят вслед за мигрирующими дикими сородичами. Численность животных в таких группах достигает сотен и даже тысяч особей. Вчера они щипали ягель рядом с чумами пастухов, а сегодня от доброй половины поголовья не осталось и следа. Оленеводы терпят многомиллионные убытки. Но одно дело, когда утерянные животные принадлежали общине, и совсем другое, если они уже оплачены покупателем как будущая оленина.
- Нам фьючерсный механизм закупок сырья не подходит, - рассказал "РГ" заместитель руководителя крупного мясоперерабатывающего комбината Николай Алексеев. - Слишком велики риски. Поэтому мы будем действовать по прежней схеме: заплатил - получил товар.
Предприятие, которое представляет Николай Алексеев, частное. Возможно, властям будет легче убедить руководителей бюджетных учреждений, действующих в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты. По мнению первого вице-премьера правительства республики Павла Маринычева, именно на их нужды в первую очередь должны ориентироваться местные сельхозпроизводители.
Как бы то ни было, глава региона поддержал предложение Айала Степанова, отметив, что подобная схема может быть выгодна не только продавцам, но и покупателям. Сформирована рабочая группа специалистов из нескольких республиканских министерств и ведомств. До конца марта ей предстоит проработать все проблемные вопросы, которые могут возникнуть при внедрении нового механизма закупок.
Апробировать эту методику будут в четырех районах с различными природно-климатическими условиями и направлениями сельскохозяйственной деятельности. Намский, Чурапчинский и Сунтарский улусы специализируются на земледелии и скотоводстве, а в тундровом Усть-Янском основная отрасль - оленеводство. По распоряжению главы региона там начато внедрение механизмов гарантированного сбыта продукции животноводства и растениеводства. В дальнейшем этот опыт ляжет в основу оптово-распределительного центра по сбыту сельскохозяйственной продукции, который планируют создать в республике. Ориентироваться он будет на учреждения, занимающиеся организацией социального питания.