12.03.2015 16:16
    Поделиться

    Прокуратура: Угроз для жизни пассажиров становится меньше

    Как часто обледеневают самолеты, зачем нужны штрафстоянки для лодок и как бороться с нелегальным экспортом леса? Об этом и о многом другом на "Деловом завтраке" в новосибирском филиале "РГ" рассказал Западно-Сибирский транспортный прокурор Сергей Феоктистов.

    Сергей Валерьевич, можно ли говорить о том, что угроз для жизни пассажиров становится меньше?

    Сергей Феоктистов: Главным приоритетом в деятельности транспортных прокуроров был и остается надзор за исполнением законов, направленных на обеспечение стабильной и безопасной работы транспорта. И с этой задачей мы справляемся успешно. Об этом говорит снижение количества происшествий.

    Так, на железной дороге в 2013 году их было 400, а в прошлом году - около 200. На водном транспорте также заметно снижение количества инцидентов. На воздушном транспорте удалось не допустить роста - за 2014 год было 87 авиационных происшествий. Уменьшилось количество катастроф с человеческими жертвами.

    Самое громкое из них - исчезновение вертолета "Ми-8" в Тыве 10 октября прошлого года. Его местонахождение до сих пор не установлено. На борту было четырнадцать человек, включая экипаж. Официально поиски прекращены, но, конечно, и местные жители, и добровольцы из других регионов продолжают искать. Есть сведения, что им помогают ясновидящие, экстрасенсы, и если такие методы окажутся действенными, почему бы и нет.

    Еще одно ЧП произошло в московском аэропорту Домодедово: тягач при буксировке задел фюзеляж воздушного судна авиакомпании "Сибирь" ("S7"). В ходе проверки выяснилось, что водитель автомашины почувствовал себя плохо, из-за невнимательности допустил ошибку. Результатом расследования инцидента стали изменения, внесенные в регламент медицинского освидетельствования работников: те, кто имеет допуски по здоровью, но страдают хроническими заболеваниями, в частности - гипертонией, как в указанном случае, теперь подлежат обязательному ежедневному медосмотру.

    В последнее время все чаще говорят об обледенении самолетов. Это действительно большая проблема?

    Сергей Феоктистов: Конечно, погодные условия в Сибири требуют особой подготовки судна к полету, и обработка противообледенительной жидкостью обязательна. Все дело - в качестве обработки. Не могу сказать, что такая проблема характерна для наших авиакомпаний. Хотя подобные случаи были в прошлом году. Первый в Барнауле: самолет компании "КрасАвиа" прервал взлет и вернулся на исходную позицию из-за того, что были замечены признаки неисправности. Позже было установлено, что дело как раз в некачественной обработке противообледенительным средством. Второй инцидент случился в Красноярске с самолетом авиакомпании "Таймыр": он даже успел взлететь, после чего началась вибрация, и пришлось прервать полет.

    По результатам проверок транспортных прокуроров причастные специалисты инженерно-авиационных служб аэропортов привлечены к ответственности (один работник аэропорта Барнаул, пять работников аэропорта Емельяново), один работник уволен.

    А известный случай в Игарке, где пассажиры толкали самолет? Есть версии, что снимки, попавшие в Интернет, на самом деле постановочные. Что там произошло на самом деле?

    Сергей Феоктистов: К сожалению, это реальный инцидент, случившийся 25 ноября прошлого года на рейсе "Игарка - Красноярск". После нескольких безрезультатных попыток сдвинуть с места самолет пассажирам предложили покинуть борт. Они были препровождены в автобус, а экипаж продолжил работу с воздушным судном, однако оно так и не поддалось - при низких температурах все масла замерзли. Поняв, что вряд ли удастся справиться самим, члены экипажа обратились к авиатехнику, который в тот момент находился на летном поле, а тот, в свою очередь, не придумал ничего лучшего, кроме как зайти в автобус с просьбой: "Мужики, давайте толкнем". Сибирские люди отзывчивые: действительно стали помогать, толкать за кромки крыла. Конечно, такие действия строжайше запрещены, но это никого не остановило. Более того, и бортпроводник самолета, и тот самый "находчивый" авиатехник все это снимали на мобильные телефоны, чем грубо нарушили действующие правила авиабезопасности.

    По итогам нашей проверки тот самый специалист по наземному обслуживанию авиатехники и дежурный работник аэропорта уволены, остальные ответственные лица отделались штрафами.

    Мы говорили о воздушном транспорте. А теплоходы, катера - их состояние можно назвать удовлетворительным?

    Сергей Феоктистов: Парк в значительной степени изношен. Всего 34 пассажирских судна в Западной Сибири имеет возраст до двадцати лет, возраст остальных 108-ми 30 лет и более. Поддерживать их, что называется, на плаву, соблюдая все требования, становится все сложнее и затратнее. И кое-кто сознательно идет на нарушения, выпуская в плавание суда, не отвечающие техническим требованиям, порой подделывая документы. В прошлом году около 120 судов было выведено из эксплуатации по искам прокуратуры. Порядка семидесяти предприятий отрасли уличено в эксплуатации судов, необорудованных спутниковыми системами навигации, а также в бездействии по внедрению систем безопасности на случаи ЧП.

    Кто следит за техническим состоянием частных катеров, моторных лодок? А главное - за физическим состоянием и профподготовкой их "капитанов"?

    Сергей Феоктистов: Действительно, нередко таким транспортом люди управляют в нетрезвом виде либо без прав. Существует надзорный орган - инспекция по маломерным судам, и ее работники составляют множество протоколов на нарушителей. Однако до недавнего времени они не имели возможности задержать транспортное средство, как это сделал бы инспектор ГИБДД на автодороге. В итоге пьяный судоводитель платил штраф, но продолжал движение, подвергая себя и пассажиров опасности. Выход из этой ситуации есть: необходимы штрафстоянки для маломерных судов. Они могут находиться как в прибрежной зоне, так и на суше, даже в черте города - доставить туда лодку не составит труда. Сейчас такая система создается. В ряде регионов мы добились принятия законов, которыми установлены специальные тарифы, порядок изъятия судна и так далее. Уже организовано 70 штрафстоянок, и в 2014 году туда было помещено 90 задержанных судов.

    То есть теперь есть возможность бороться с нарушителями не только на автодорогах, но и на воде?

    Сергей Феоктистов: Да, но еще не везде. Одной из основных проблем остается наведение порядка на Телецком озере - мы обратились к главе Республики Алтай с требованием принять кардинальные меры. Там во время туристического сезона существует прямая угроза безопасности отдыхающих. В частности, для перевозки туристов используют моторные лодки со стеклянными колпаками, которые защищают пассажиров от осадков, - эти конструкции могут стоить пассажирам жизни, и такая трагедия уже произошла два года назад. Погибли четыре человека, в том числе ребенок: лодка перевернулась, а из-под этого колпака люди выбраться не смогли. Понятно, что это выгодный бизнес - в день те, кто катает пассажиров по Телецкому озеру, зарабатывают не меньше двадцати тысяч рублей, и лишний контроль таким перевозчикам не нужен. И тем не менее в прошлом году на Телецком озере создано отделение транспортной полиции, а в Горно-Алтайске мы создаем подразделение транспортной прокуратуры. Работа идет, и наша задача - защитить туристов.

    Защищать людей нужно и от преднамеренных преступлений. Здесь есть результаты?

    Сергей Феоктистов: Удалось добиться значительного снижения количества грабежей, краж, хищений грузов. Так, в Красноярске была осуждена преступная группа в составе десяти человек, которые занимались кражами и сбытом топлива из железнодорожных цистерн - по двум десяткам эпизодов общий ущерб составил более миллиона рублей. Пресечена деятельность организованной группы грузчиков, действовавших на территории новосибирского аэропорта Толмачево: по сговору им удалось похитить доставляемый авиатранспортом груз (в том числе и личные вещи пассажиров) более чем на 1,5 миллиона рублей.

    Надзор в сфере таможенной деятельности - одна из функций транспортной прокуратуры. Какие нарушения сегодня особенно беспокоят правоохранительные органы?

    Сергей Феоктистов: Тревожная ситуация - с невозвратом валюты по мнимым экспортным и импортным контрактам. В минувшем году в России значительно вырос отток капиталов за границу - с 63 до 150 миллиардов долларов. В Сибири случаи невозврата были выявлены в Алтайском и Красноярском краях, Омской и Томской областях, и возбуждено девять уголовных дел. Поэтому сегодня усилия не только таможни как агента валютного контроля, но и всех правоохранительных органов должны быть направлены на выявление и пресечение подобных преступлений.

    Много нарушений фиксируется при ввозе автотранспортных средств. Тут две проблемы. Часть автомобилей к нам поступает через страны Таможенного Союза - Казахстан и Беларусь. Но в России требования по экологической безопасности, предъявляемые к машинам, выше. Поэтому владельцы автомобилей часто заручаются подложными экологическими сертификатами. Их выдают частные структуры, и, к сожалению, им без труда удается обходить закон. В этом направлении мы работаем активно, уже есть уголовные дела. Вторая проблема: режим временного ввоза автомобилей. Он подразумевает разрешение на год эксплуатации, после чего машину нужно вывозить или декларировать. Но и здесь владельцы нередко идут на подлог документов - как будто таможенное оформление уже проведено.

    Удалось ли навести порядок в сфере экспорта леса?

    Сергей Феоктистов: Незаконный вывоз лесоматериалов для Сибири - по-прежнему острейшая проблема, и число выявленных здесь преступлений только растет. За прошлый год во взаимодействии с правоохранительными органами было выявлено 55 фактов незаконного экспорта леса (контрабанды) более чем на 200 миллионов рублей.

    Экспортеры идут на различные уловки. Например, в 2009 году правительство ввело нулевые ставки за вывоз обработанного леса - это должно было стимулировать деревообработку на территории России. Однако критерии степени обработки не установили, и в результате лесозаготовители на простой пилораме снимают кору и декларируют "кругляк" как деловую древесину.

    Вместе с тем правительством РФ принимаются столь нужные сегодня меры для создания системы контроля в сфере оборота древесины. Речь идет о внесении изменений в Лесной кодекс РФ федеральным законом от 28.12.2013 № 415, которые вступают в силу в течение 2015 года.

    Одним из методов упорядочивания оборота леса стало введение обязанности по оформлению декларации о сделках с древесиной. То есть, для совершения любой сделки с древесиной, в том числе в целях вывоза из Российской Федерации, необходимо оформить декларацию в форме электронного документа, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования (в том числе сети Интернет). Эта мера должна способствовать становлению более прозрачных сделок, а также стать хорошим подспорьем в осуществлении государственного контроля над ними.

    Какие задачи ставите для себя на будущее?

    Сергей Феоктистов: В текущем году, наряду с вопросами обеспечения безопасности, особое внимание будет уделено профессиональной подготовке лиц, участвующих в управлении транспортными средствами, а также законности расходования бюджетных средств, выделяемых на развитие отрасли.

    Поделиться