Местные власти молчат
Напомним, что в него пришлось вмешаться правительству Республики Коми. А причиной противостояния нефтяников и местных жителей стали действия сейсморазведчиков, пришедших в тайгу возле села Краснобор, чтобы подготовить нефтяные месторождения к разработке. Вахтовики повалили лес, оставив щепу и сваленные деревья гнить, а легкоранимый дерн тундры разворотили гусеницами бульдозеров.
Это вызвало возмущение людей, проживающих в селе Краснобор.
- Примечательно, что на общественных слушаниях, предварявших приход сейсморазведчиков в красноборскую тайгу, местные жители сказали "нет" разработке нефтяного месторождения, - сообщил корреспонденту "РГ" Александр Попов, член экологического совета при главе Республики Коми. - Но к их мнению нефтяники не прислушались.
На конфликт отреагировали чиновники республиканского правительства.
- Реализовывать инвестпроекты и развивать экономику необходимо, - отметил на специальном совещании, посвященном поиску компромисса, Владимир Тукмаков, председатель регионального правительства. - Но при этом нельзя забывать о традициях, культуре, интересах тех, кто живет на территориях активного промышленного освоения, где у коренного населения расположены родовые угодья, а также о соблюдении экологической безопасности. Считаю, что противостояние возникло из-за недостаточного информирования местного населения о планах работы нефтяной компании. А это сфера ответственности местных властей.
Местные власти - чиновники администрации Ижемского района - от комментариев "Российской газете" воздержались. Редакция неоднократно обращалась и к руководству компании "ЛУКОЙЛ-Коми" с просьбой прокомментировать ситуацию. Однако даже на официальный письменный запрос ответа от нефтяников мы так и не получили.
Не нарушайте закон
Надежда Быковская, уполномоченный по правам человека в Республике Коми, считает, что действиями нефтяников нарушено право граждан на благоприятную окружающую среду.
- Местные жители, чтобы не повредить таежную подстилку, даже стройматериалы для охотничьих избушек доставляют осторожно, если надо - везут на лафетах, - говорит она. - Потому что здесь их родина. И когда по тундре пошли тракторы и бульдозеры, это вызвало возмущение жителей Краснобора. Тем более что они ничего не знали о приходе нефтяников, их никто не проинформировал. К тому же выяснилось, что у "ЛУКОЙЛа-Коми" лицензия хоть и действительна до 2020 года, но с 2009 года нефтяники работают без стадии продления. Глава компании Петр Оборонков признает, что есть административное правонарушение. А я считаю, что нефтяники работают незаконно и относятся к природе варварски.
Сейчас, по словам Быковской, в правительстве Коми пытаются уладить конфликт и усадить за стол переговоров представителей конфликтующих сторон, чиновников администрации Ижемского района и регионального министерства национальной политики, чтобы найти выход из сложившейся ситуации. Но то, что уже успели разрушить нефтяники, - речки, болота, тайгу - не восстановить.
- Мы не против работы компании, - продолжает Надежда Быковская. - Но не нарушайте закон, уважайте традиции местного населения. Не уничтожайте тракторами и бульдозерами нашу тайгу и тундру.
Разлили за один день, а на восстановление уйдут годы
Отметим, что красноборский конфликт - далеко не первый, связанный с деятельностью нефтяников на территории Коми. Чуть больше двух лет назад, например, произошел крупнейший в XXI веке разлив нефти на реке Колве. "РГ-Неделя" подробно рассказала об этом в номере от 20 июня 2013 года.
Тогда в Усинском районе республики нефтью были загрязнены берега Колвы и сама река на протяжении 220 километров. Превышение предельно допустимой концентрации растворимых в воде нефтепродуктов составило 3,2 нормы. Расследование установило, что авария на нефтепроводе, которым пользовалось российско-вьетнамское предприятие ООО "РусВьетПетро", произошла 27 ноября 2012 года. Однако ее последствия проявились лишь со сходом льда на Колве.
А менее заметные конфликты, связанные с деятельностью нефтяников, подсчитать практически невозможно.
Кстати
Печорская природоохранная межрайонная прокуратура выявила нарушения законодательства о недрах предприятиями, осваивающими месторождения полезных ископаемых (в том числе нефтяные) на территории Коми. Многие компании (более 10) не выполняют условия лицензионных соглашений на право пользования недрами. Управление Росприроднадзора по Республике Коми наложило на виновных штрафы общей суммой 5,7 миллиона рублей.
Олег Терентьев, предприниматель, житель села Краснобор:
- Больше всего нас возмутило то, что нефтяники появились здесь, никого не предупредив. Они валят лес, вдавливают бульдозерами в дерн тысячи кубометров древесины. Философия северного человека такая, что наш храм - сама Природа. Представьте, что кто-то пришел в православный собор и надругался над святыней... На все наши возражения относительно варварского отношения к тайге отвечают: "Это собственность Российской Федерации". Поражает еще и практика двойных стандартов: "ЛУКОЙЛУ-Коми" можно прийти в тайгу и завалить тысячи кубометров, а местному жителю даже взять уже срубленное дерево нельзя - да что ж это такое!
Сергей Габов, председатель межрегионального общественного движения "Коми войтыр" ("Коми народ"):
- В Усинском, Интинском, Ижемском районах у оленеводов нередко возникают трения с нефтяниками. Это только кажется, что тундра бескрайняя, а если посмотреть на нее глазами оленя, то можно увидеть: там и тут расставлены ловушки и преграды на пути миграции животных. Оленей никто не пасет, они сами веками натаптывали правильные тропы. У нас есть предание, что даже тибетские ламы приходили в тундру, чтобы изучить оленьи маршруты, понять, какую растительность употребляет в пищу это мудрое парнокопытное. От Ижемского района до Северного ледовитого океана простираются миграционные пути оленей, но в таких условиях система оленеводства рушится. Мы за то, чтобы с интересами коренных жителей и оленеводов считались все, в том числе нефтяники.
К сожалению, периодически возникают претензии к разработчикам недр. Недалеко от Ижмы есть станция первичной очистки - отходы нефтепромысла выбросили на морошковое болото...
Необходим конструктивный диалог, компромисс найти можно. Что касается Ижемского района, то Лукойл там недавно. Но не все изначальные планы, продекларированные компанией, соблюдаются.