В кого влюблялись знаменитые актрисы, и почему не складывалась их личная жизнь, сегодня рассказывает "РГ".
Люсьена родилась на Украине в семье военных. Рано потеряла мать, а с новой женой отца так и не сумела подружиться.
Первой и настоящей ее любовью стал кинематограф. И красавцы актеры. В Евгения Самойлова она так влюбилась, что решила написать ему по-детски наивное и трогательное письмо: "Дорогой Самойлов! Давай переписываться. Я молода, хороша собой. Я - блондинка с голубыми глазами (это было неправдой). Мне 18 лет (а это - преувеличение)". Нарисовала на конверте бабочек и написала: "Жду ответа, как соловей лета". Конечно, переписка не состоялась. Став профессиональной актрисой, Люсьена играла на одной сцене с Самойловым, но никто не вспоминал этот забавный эпизод с письмом. Да и никаких чувств между актерами не возникало.
Но открытая и порывистая Люсьена, похоже, не могла жить без накала страстей. Правда, все ее романы оказывались не с очень счастливым концом.
В 17 лет юная Овчинникова решила сбежать из дома в Ашхабаде (туда направили служить ее отца), оставив записку: "Милый папа, не сердись на меня. Если бы мама была жива, она бы меня поняла. Я должна уехать, чтобы стать актрисой. Целую. Люда". Отцу лишь оставалось выслать ей паспорт - уезжая, она не взяла с собой ни документов, ни денег. Сначала отправилась к своей тетке в Минск, но в местный театральный институт не поступила. Через год она приехала в Москву и стала студенткой ГИТИСа.
Именно там начался первый серьезный роман, Люсьена влюбилась во Владимира Храмова, который учился на режиссерском факультете. Официально они так и не расписались, но в гражданском браке прожили несколько лет. Как вспоминала подруга Овчинниковой Тамара Тур, Храмов в 60-е годы прошлого века был довольно известным режиссером, в частности, он сделал документальный двухсерийный фильм о Райкине, который потом почти каждый год показывали по телевидению. "Он к Люсе очень хорошо относился, она все рассказывала, что и мама его к ней прекрасно относилась, говорила: "Люся, роди ему малыша, воспитаем ребеночка", - вспоминала Тамара Тур. Но Люсьена тогда выбрала карьеру. Сразу же по окончании ГИТИСа она попала в театр Маяковского, который в тот момент возглавлял Николай Охлопков. Талантливой дебютантке щедро давали роли в новых постановках, охотно вводили в старые спектакли. Ей довелось сыграть центральную роль в "Иркутской истории" Арбузова. Премьера состоялась в Берлине. Спектакль был встречен овациями.
Актерское счастье в тот период было явно на стороне Люсьены. Владимира Храмова она очень уважала, но, видимо, ей не хватило мудрости, чтобы сохранить этот союз. Ведь в молодости люди не слишком бережно относятся к тем, с кем свела жизнь, думая, что все лучшее еще впереди.
Актер Владимир Андреев, который был другом Храмова еще со студенческих лет вспоминал: "Она очень уважала пытливый ум Володи и гордилась этим. Надо сказать, что он действительно был человеком больших знаний и острого ума. И Люся говорила про него: "Вот умный мужик! Все знает! Но уж такой острый бывает, что обижает, а я должна потом сглаживать отношения с теми, кого обидел". "Ну, так это великое дело, великая миссия!", напоминал я ей. "Ну, миссия миссией, а я же артистка, между прочим. Мне надо своими делами заниматься, а не его отношения с товарищами налаживать, с теми, с кем он поссорился". И когда они расстались, я ему говорил: "Володя, ну может нет смысла? Всякое бывает. Иногда совершаются ошибки в пути".
Но они все-таки расстались.
И молодая актриса сразу же увлеклись другим - коллегой по театральным подмосткам Александром Холодковым. Он тоже служил в театре Маяковского и был на 14 лет старше Люсьены. Поначалу это был очень бурный роман. Когда они вместе выходили на сцену, электричество между ними ощущал весь зрительный зал. Но официальным мужем он ей также не стал, к тому же, через какое-то время этот роман двоих людей превратился в любовный треугольник. Холодкова полюбила еще одна женщина - народная артистка Вера Орлова, которая также работала в театре. Когда женщины поняли, что они любят одного человека, то не обозлились друг на друга, а, наоборот, стали дружить. Но в 1966 году Александр Холодков умер буквально у Люсьены на руках. Чтобы отвлечься от горестных мыслей, Овчинникова с головой окунулась в работу, постоянно была занята в кино, продолжая играть в театре. К сожалению, начала она искать утешенья и в частых застольях.
Вскоре после смерти Александра Холодкова в театр Маяковского из Ленкома пришел новый актер - Валентин Козлов. Он сразу обратил внимание на красавицу Люсьену. Их роман развивался стремительно и завершился свадебной церемонией. Но в этом браке, который продлился не одно десятилетие, не случилось главного. Люсьена Овчинникова так и не стала мамой. Причины были известны только ей самой.
Для Валентина Козлова у режиссеров театра Маяковского всегда находились роли. Но так было только до тех пор, пока театр не покинул Охлопков. Пришедший ему на смену Андрей Гончаров провел серьезные преобразования. Люсьена Овчинникова при нем была гораздо меньше задействована в спектаклях. Зато роли в кино шли одна за другой. А вот Валентин Козлов с новым руководителем вовсе не смог сработаться. В 1972 году Гончаров уволил Козлова из театра. Никакие уговоры со стороны Овчинниковой не подействовали. И тогда она решила уйти из театра, в котором прослужила 17 лет, вместе с мужем. И это было начало конца творческой карьеры обоих актеров. И начало серьезных проблем в личной жизни. Люсьену еще какое-то время приглашали активно сниматься, а про ее мужа совсем забыл. К тому же, у него был непокладистый характер. Валентин оказался чересчур прямолинейным человеком, а далеко не все начальники любят слушать то, что о них думают подчиненные. Его попросили из одного театра, из второго, из третьего. Он сильно переживал, начал развиваться комплекс неполноценности. Люсьена изо всех сил, как настоящая любящая женщина, пыталась помочь мужу - договаривалась с каждым кинорежиссером, предлагавшим ей роль, о том, чтобы нашли какое-нибудь применение Валентину, хоть в самом маленьком эпизоде. Но это ей не слишком удавалось. А отношениям даже вредило. Подруги стали замечать синяки на теле актрисы. Она особо ничего не рассказывала, но близкие люди понимали, что в семье совсем все неладно.
В 1973 году Люсьена получила однокомнатную квартиру в центре Москвы. И въехала в новый дом вместе с мужем. Она вела очень простую жизнь - могла присесть со старушками на скамейку возле подъезда и поговорить по душам, выносила мусор в простеньком халате. С Валентином Козловым Люсьена Овчинникова прожила 32 года. Когда находиться рядом уже не было сил, Люсьена перебралась жить на кухню своей однокомнатной квартиры. Комнату она оставила для Валентина Федоровича. В 90-х годах многие знаменитые актеры остались не у дел. Режиссеры снимали в огромном количестве боевики, где требовались молодые и мускулистые герои. Люсьена с мужем буквально впали в нищету. В один из дней в 1998 году супруги встали и позавтракали. После этого Валентин Федорович отправился в ванную. Он находился там непривычно долго. Когда Люсьена заглянула туда, супруг уже был мертв. У нее даже не оказалось денег на похороны. К счастью, на помощь пришел Станислав Садальский. "За несколько месяцев до Люсиной смерти я встретил ее в Доме кино, - вспоминает Станислав Садальский. - У нее умер муж, денег на похороны не было - живя на мизерную пенсию, она очень нуждалась. Я сказал Люсе, что имею при себе некую сумму. Эти деньги я предложил ей. Люся сказала: "Я возьму…".
Люсьена нередко говорила: "Надо бороться за счастье. Вставать, улыбаться и идти! Из-за любви женщина становится сильной, решительной и красивой. Без нее - погибает".
Люсьена Овчинникова пережила супруга всего на четыре месяца. 6 января 1999 года она пришла в гости к подруге Тамаре Тур. Осталась на ночь, а утром почувствовала себя плохо. Когда приехали врачи, Люсьена Овчинникова уже скончалась - у нее оторвался тромб.
Денег на похороны знаменитой актрисы тогда не нашлось - Союз кинематографистов выделил всего 60 долларов, которых хватило только на кремацию. Люсьена Овчинникова была похоронена в колумбарии Введенского кладбища.
Знаменитая Золушка Янина Жеймо родилась в семье цирковых артистов: папа был поляк, а мама - русская.
Все детство ее прошло в выступлениях и гастролях, но когда отец умер - прямо в день своего рожденья - мама с другими детьми перебралась в Петроград. В середине двадцатых годов прошлого века там было открыто множество киношкол. И в пятнадцать лет, параллельно с работой на эстраде, Янина Жеймо втайне от родных решила поступить на ленинградский кинокомбинат "Фабрика эксцентрического киноактера" (ФЭКС) в актерскую студию под руководством режиссеров Григория Козинцева и Леонида Трауберга. Ко времени поступления в ФЭКС ее актерский стаж насчитывал двенадцать лет. Янину приняли. Поначалу девушка очень переживала по поводу своей внешности. Ей все казалось, что она выглядит на экране серой мышкой, не выразительной и не запоминающейся. Но потом привыкла. Операторы научились снимать ее в лучших ракурсах. Но режиссеры предлагали в основном роли в амплуа травести - девочки или мальчика - подростка. Ведь Янина была очень миниатюрной.
Серьезной работой, после которой на нее обрушилась слава, стал фильм "Подруги". За Жеймо ходили поклонники, на "Ленфильм" приходило огромное количество писем, адресованных Пуговице - так звали ее героиню в "Подругах". В это время Янина была замужем за актером Андреем Костричкиным, но отношения стали разваливаться. И даже рождение дочери, которую тоже назвали Яниной, не спасло этот союз. Позже Янина Костричкина рассказывала: "Мама была пуританкой, и это несмотря на то, что трижды выходила замуж. Настырные ухажеры всех мастей отчаянно пытались добиться ее расположения, но тщетно. Янина Болеславовна и без того хлебнула лиха с мужчинами. Мой отец оказался заядлым картежником, который променял любовь на игру в преферанс".
Незадолго до войны, на съемках одного из первых звуковых фильмов "Моя родина", Жеймо познакомилась с режиссером Иосифом Хейфицом. Он стал вторым мужем актрисы. В браке у них родился сын Юлий. Впоследствии Юлий Жеймо стал в Польше кинооператором. Когда началась война, Хейфиц вместе с детьми уехал в Ташкент, а Янина осталась в Ленинграде, где пережила блокаду. В составе одной из концертных бригад "Ленфильма" выступала в госпиталях перед ранеными и в парках перед осажденными жителями города, пыталась всеми силами вдохнуть в них хоть капельку надежды на скорое освобождение города. В конце 1942 года Янина была эвакуирована в Ташкент, но пока поезд ехал до Средней Азии, Хейфицу сообщили, что в дороге Янина погибла во время бомбежки. И в жизни Иосифа Ефимовича появилась другая женщина. Янина не смогла простить мужу измены, и к Хейфицу не вернулась. Но это был для нее тяжелейший удар.
Она слегла с тяжелой депрессией, стала забывать слова, не узнавала знакомых, не понимала, где находится. Вывести ее из этого состояния помог режиссер Леон Жанно, ее давний приятель, который все время был рядом. В благодарность Янина вышла за него замуж, хотя никаких особых чувств к этому человеку не испытывала.
Особую роль в выздоровлении Янины сыграли съемки в фильме "Золушка". На роль 16-летней девочки 37-летнюю актрису пригласил сценарист и кинодраматург Евгений Шварц. Он был поклонником ее таланта и нисколько не сомневался, что она справится. Картина появилась на экранах 8 мая 1947 года и имела огромный успех. Но премьера "Золушки" совпала с началом кризиса в советском кино. Государство приняло решение сократить до минимума количество фильмов, которые выпускали киностудии страны. Янина с мужем уехали в Москву, где работы было немного больше. Янина стала зарабатывать озвучиванием иностранных картин. Ее голосом говорили Софи Лорен и Джульетта Мазина. Но жить приходилось на съемных квартирах, и только спустя некоторое время супругам удалось обзавестись небольшим гаражом в центре Москвы, перестроенным под жилое помещение.
Жанно вскоре настоял на переезде в Польшу, где ему предлагали работу и хорошее жилье. В 1957 году она вместе с мужем и сыном от брака с Хейфицем уехала туда. Дочь актрисы осталась в Москве, обзаведясь собственной семьей и редкой профессией литобработчика синхронного перевода иностранных кинолент.
Последующие тридцать лет Янина прожила в Варшаве, выучила польский язык, ее несколько раз приглашали сниматься, но она отказывалась. Не хотела ничего начинать заново. Умерла Янина Жеймо 29 декабря 1987 года в Варшаве. За год до смерти у Янины Болеславовны случился второй инфаркт.
Янина хотела быть похороненной в России. Родственники выполнили завещание. Янина Жеймо похоронена на Востряковском кладбище в Москве.
Девочка из простой семьи Люба Соколова, как и многие ее сверстницы, родившиеся до войны, грезила сценой с детства. В Иваново она участвовала в любительских спектаклях, а в 1940 году приехала в Ленинград и стала студенткой педагогического института имени Герцена. В это же время она узнала о том, что режиссер Сергей Герасимов набирал слушателей в только что открывшуюся актерскую школу при "Ленфильме". Молодая и красивая девушка на раздумывая отправилась на прослушивание, где прочла монолог Нины Заречной из чеховской "Чайки", чем покорила приемную комиссию. Сергей Герасимов принял ее. Во время учебы Любовь Соколова познакомилась со студентом актерского факультета Георгием Араповским, за которого прямо накануне войны - в мае 1941 года вышла замуж. "Как он за мной ухаживал! - рассказывала позже Любовь Сергеевна. - На шестой этаж на руках поднимал". Муж и его мама умерли во время блокады, а самой Любови удалось выжить только чудом. В феврале 1942 года она была вывезена по "Дороге жизни". Тяжело переживая потерю близких, молодая женщина уехала в Москву, где добилась приема у министра кинематографии. В то время вышло постановление о том, что ленинградские блокадники имеют право поступать в любое учебное заведение без экзаменов. Соколова попросилась во ВГИК, и летом 1942 года она была зачислена на 2-й курс актерского факультета. В 1946 году Любовь Соколова с отличием окончила ВГИК и пришла работать в Театр-студию киноактера. В 1948 году состоялся ее дебют в картине режиссера Александра Столпера "Повесть о настоящем человеке", где она сыграла небольшую роль медсестры-партизанки.
В 1951 году ей предложили поехать в Германию, где в группе советских войск создавалось два театра. Соколова согласилась и в течение следующих пяти лет гастролировала по войсковым частям, расположенным в Германии.
В 1956 году Любовь вернулась в Москву во вновь открытый Театр-студию киноактера. Ее стали забрасывать предложениями сняться в кино. В 1957 году на съемках фильма "Хождение по мукам" она познакомилась с Георгием Данелия, который в это время учился на Высших режиссерских курсах. Актриса вспоминала: "После того, как я потеряла своего первого мужа, очень долго не хотела заводить никаких любовных романов. Ни выходить замуж, ни рожать - ничего не хотела. Слишком многого я насмотрелась в блокаду и знала, что человеческая жизнь не стоит даже кусочка хлеба... Но вот на съемках "Хмурого утра" в 1958 году очень активно стал ухаживать за мной Георгий Данелия. Он буквально ходил за мной по пятам. Он скрывал свой возраст и убедил меня, что мы ровесники. В конце концов, и я в него тоже влюбилась - он ведь поразительный человек, талантливый, умница, чувства юмора - море. И семья у него замечательная - его мать, Мэри Анджапаридзе - сестра великой Верико Анджапаридзе. Мы с Мэричкой стали большими друзьями, я обожала ее. Она, как мы с Данелия, со своим мужем жила не расписываясь, в гражданском браке. Я переехала к ним в большую квартиру на Чистые пруды. Георгий Николаевич уже был женат, дочь осталась в том браке. Но к нашей встрече он уже развелся. Так мы жить начали. Я полностью погрузилась в семейную жизнь. Это была моя стихия. Я любила домашнее хозяйство, мыла, убирала, готовила: раньше всех вставала - позже всех ложилась. Я из-за семьи отказалась от больших ролей: и помыслить невозможно было оставить семью на месяц и больше, уехать в экспедицию... 3 августа 1959 года я родила сына - Николая. Мне было 38 лет, и меня в роддоме обозвали позднородящей мамой".
Соколова, тем не менее, снималась много и у известных режиссеров: Андрона Михалкова-Кончаловского, Андрея Смирнова, Александра Серова и многих других. Играть отрицательные персонажи она отказывалась, слишком много она пережила в своей жизни, ценила и уважала людей. Поэтому даже на экране и на сцене не могла войти в амплуа плохого человека. Любови Соколовой очень нравилось играть роли мам.
Совместная жизнь Любови Соколовой и Георгия Данелия не сложилась. Любовь Сергеевна рассказывала: "Данелия - творческий и увлекающийся человек. Жизнь с ним была совсем не гладкой и счастливой, хоть и прожили мы 26 лет. Он мог пропасть на несколько дней из дома, мог сильно выпить, увлечься другой женщиной. О его романе с писательницей Викторией Токаревой говорила вся Москва - я старалась этого не видеть и не знать. Мэричка, свекровь моя любимая, меня уговаривала, утешала: у тебя сын растет. Я все терпела. Поплачу, поплачу - и дальше живу".
Сын Николай женился в 17 лет на своей однокласснице. Причиной свадьбы стала беременность девушки. У молодых родилась дочь Маргарита. После окончания школы Николай пошел по стопам родителей, поступил во ВГИК на режиссерское отделение. Начал снимать кино, но вдруг в начале 1980-х годов он увлекся баптизмом, стал посещать секту и замкнулся. В то же время серьезно заболел Данелия, он даже пережил клиническую смерть. Любовь все время была рядом, ухаживала за мужем, но когда он встал на ноги, их отношениям пришел конец. Он полюбил другую женщину и ушел к ней. "Я поцеловала его в щеку, помахала рукой и сказала: "Пока", - вспоминала Любовь Соколова. - Собрала вещи и ушла жить к маме, которая жила в моей кооперативной квартире, которую я еще в 1950-е годы получила". А в 1985 году погиб ее сын. Тайна его смерти так и осталась нераскрытой. 26-летнего молодого человека нашли мертвым в квартире новой жены Георгия Данелия Галины. В руках у него была телефонная трубка.
Эта страшная трагедия не сломила сильную духом женщину. Она вся отдалась работе. И даже в шальные 90-е не осталась без съемок. За время карьеры актриса исполнила несколько сотен ролей.
Ее последними работами стали роли в детективе "Сыщик с плохим характером" и сериале "Семейные тайны", вышедших в 2001 году. В том же году актрисы не стало. Она скончалась в ночь на 6 июня 2001 года в московской квартире, не дожив полутора месяцев до своего 80-летия. Любовь Соколову похоронили на Кунцевском кладбище рядом с сыном Николаем.