ЦБ настоял на сохранении действующей модели накопительных пенсий

"Обязательная накопительная система не может быть заменена на добровольную", - такое заявление сделал первый зампред ЦБ Cергей Швецов, выступая на VI Пенсионном конгрессе в прошлую пятницу. Таким образом, представители финансово-экономического блока в правительстве еще раз подтвердили свою позицию, настаивая на сохранении действующей модели формирования накопительных пенсий - когда страховые взносы на накопление платятся с зарплат работников в безусловном, обязательном порядке.

Сейчас уже понятно: минфин, минэкономразвития и ЦБ, с одной стороны, и минтруд и ПФР, а также социальный вице-премьер Ольга Голодец - с другой, самостоятельно вряд ли придут к компромиссу. Слишком по-разному представители экономического и социального блоков в правительстве смотрят на пенсионные накопления.

Для "социальщиков" накопительный компонент - это способ дать людям возможность увеличить свои страховые пенсии за счет "рыночной" накопительной прибавки.

И это понятно: ведь именно социальный блок в правительстве отвечает по большому счету за материальное благополучие населения, в том числе или даже прежде всего пенсионеров.

Именно поэтому, убедившись, что введенная уже 13 лет назад накопительная модель сохранности накоплений не обеспечивает (а значит, и весомой прибавки будущие пенсионеры не получат), минтруд и предложил ее переформатировать.

Нет, "ликвидировать" накопительную пенсионную систему в минтруде не предлагают. Изменение одно, но ключевое: взносы на накопительную пенсию, которые сегодня взимаются со всех работающих в обязательном порядке, должны стать строго добровольными. Ну, условно говоря, как вклады в банке: хочу - иду, вкладываю, выбираю наиболее выгодные условия, не хочу, значит, собираю дома в чулок. Трудовая, страховая пенсия человеку при этом, конечно же, остается. Но накопительную "прибавку" он формирует полностью сам.

Для "экономистов" это предложение неприемлемо. Для минфина, минэкономразвития пенсионные накопления (сейчас их объем достиг уже более 3 триллионов рублей) - это прежде всего долговременный ресурс для развития экономики. Это те так называемые "длинные деньги", которых нам сегодня остро не хватает. А в условиях кризиса, санкций и прекращения инвестиций из-за рубежа это вообще безальтернативный источник. Будущие пенсионеры вкладывают (инвестируют) сегодня. А назад потребуют свои средства через два-три десятка лет. Поэтому для нашей экономики сегодня это едва ли не единственный ресурс, обеспечивающий надежный, прогнозируемый и постоянный приток средств. Что касается низкой доходности сегодня, экономисты успокаивают: история долгая, российский финансовый рынок только развивается. И в долгосрочной перспективе средства "отобьются".


Автор:Инфографика: Леонид Кулешов/ Ирина Невинная/ РГ

Заменить "обязаловку" на добровольный формат невозможно, говорят представители финрынка. Препятствует знаменитое русское "авось". Мы, в отличие от американцев и европейцев, которые начинают откладывать на старость чуть ли не с детсада, про пенсию начинаем думать ближе к 50. А до того большинство населения живет от зарплаты до зарплаты.

"У наших граждан отсутствует культура накопления. Психологический барьер и желание потратить деньги сейчас не перешагнуть", - сказал Сергей Швецов, объясняя, почему все-таки нужно сохранять обязательный формат накоплений.

Еще один аргумент экономического блока: сейчас страховые пенсии действительно индексируются с опережением инфляции. В отличие от накопительных, которые в условиях турбулентной российской экономики от инфляции отстают в 1,5 раза. Но если экономика совсем "встанет", тогда автоматически у государства не будет возможности выплачивать и страховые пенсии. "Государство способно обслуживать свои обязательства в зависимости от того, есть ли у него источники финансирования. Говорить о том, что государство всегда сможет обслуживать свои обязательства, мы не можем", - сказал Швецов, напомнив про дефолт 1998 года.

Во всем мире основу пенсионной системы составляют страховые пенсии, основанные на принципе солидарности поколений. Ими охвачена большая часть населения. Вместе с тем во многих странах были внедрены и накопительные программы, в которых работодатель и работник самостоятельно, за счет совместных страховых отчислений формируют накопительные пенсии. И все же в большинстве стран эти программы не являются принудительными, работают в гражданско-правовом поле. Там пенсионные средства являются собственностью работников и находятся под жестким контролем и государства, и работника, и работодателя.

Да, экономическая ситуация в стране сегодня тревожная. Даже если судить по последним новостям: на общественное обсуждение вынесено сразу два "непопулярных" законопроекта, напрямую "бьющих" по доходам активного населения: об отмене выплаты пенсий работающим высокооплачиваемым пенсионерам с годовым доходом более 1 миллиона рублей, и об увеличении подоходного налога.

Какой будет в такой ситуации судьба пенсионных накоплений? Какой выход в итоге предложит правительство, чтобы удержать экономику страны и, как ее часть, пенсионную систему? Это будет зависеть от того, каким образом разрешится "накопительный" спор.

Единственное, что точно известно уже сейчас: о дальнейшем, на третий год подряд, замораживании накоплений речи не идет. Этого не хотят ни в минфине, ни в минтруде.