В течение ряда лет действует набор мер поддержки лизинга воздушных судов и авиакомпаний. Так, лизинговым компаниям предоставляется субсидия по процентной ставке, авиакомпании могут воспользоваться субсидией на оплату авансового лизингового платежа, а также осуществлять перевозки по субсидируемым маршрутам. Вместе с тем меры в основном касаются отдельных сегментов рынка, а сложившаяся в конце года ситуация потребовала общих мер поддержки. В частности, правительством уже одобрено и рассматривается предоставление госгарантий ряду авиакомпаний для помощи в реструктуризации задолженности, обсуждается дополнительное субсидирование маршрутов.
Одной из недавних мер, озвученных правительством, может стать и снижение или введение нулевого НДС для внутренних рейсов. По сообщению минэкономразвития, эта инициатива позволит снизить цены билетов на 5-10%, но приведет к дополнительным расходам бюджета в размере около 30 млрд руб. в год. Сейчас эта мера распространяется исключительно на крымское направление, ее применение для всего российского рынка находится на стадии обсуждения.
Еще летом прошлого года были приняты законодательные новшества, направленные на снижение стоимости авиабилетов и развитие лоукостеров. Среди них - практика продажи авиакомпаниями невозвратных билетов. Так, сейчас при покупке авиабилетов пассажирам предлагается два тарифа на выбор: традиционный (возвратный) и невозвратный. Первый вариант оставляет за пассажиром возможность возврата билета с полной компенсацией его стоимости при отказе от перевозки не позднее чем за 24 часа до окончания регистрации на рейс. Если билет сдается менее чем за сутки, то возвращается 75% от стоимости билета. Невозвратный тариф, соответственно, не предполагает компенсации пассажиру стоимости билета (за исключением ряда случаев, таких как болезнь, смерть пассажира или близкого родственника, путешествующего с ним, отмена, задержка рейса и пр.). Такой риск, в свою очередь, оправдывается более низкой ценой за перелет. Дополнительные возможности по изменению цены авиаперелета также предлагаются за счет отказа пассажира от провоза определенной нормы багажа бесплатно или от питания на борту. Разумеется, с учетом этих опций в тарифе.
На стоимость авиабилетов влияет целый ряд факторов, которые в той или иной степени зависят от спроса на рынке и непосредственно от авиакомпаний. Индексация цен перелетов на международные рейсы, к примеру, происходит еженедельно исходя из курса валют, поэтому в ближайшее время не стоит ожидать стабильности рублевых цен на авиабилеты. Однако несмотря на ослабление рубля, авиакомпании вынуждены сдерживать тарифы и не транслировать на пассажира курсовые разницы в полном объеме.
Авиакомпаниям приходится компенсировать различного рода издержки, поэтому в стоимость билетов включается топливный сбор, страховой сбор, сервисный сбор (оформление билета) и сборы аэропортов, которые включают в себя обслуживание самолетов, пассажиров и обеспечение безопасности.
Обращает на себя внимание разница в стоимости авиабилетов на внутренние и внешние рейсы, причем не в пользу внутренних перевозок. Более высокая цена на билеты по России обусловлена необходимостью уплаты НДС в размере 18% от цены в соответствии с налоговым законодательством РФ. В то же время на рейсах, вылетающих за границу, налог не взимается. К тому же на рынке международных авиаперевозок наблюдается высокая конкуренция, в первую очередь с зарубежными компаниями, имеющими доступ к более дешевым источникам финансирования своей деятельности. Эти факторы также оказывают влияние на формирование стоимости авиабилета.
Важно также понимать, что общая экономическая ситуация в стране оказывает непосредственное влияние на изменение стоимости авиабилетов. В частности, снижение цен на нефть способствует более низкой стоимости керосина и, как следствие, уменьшению размера топливного сбора. Однако при этом снижение курса рубля и повышение арендной ставки ведут к дополнительным расходам авиакомпании на лизинг, поскольку большинство сделок авиализинга деноминированы в валюте. Например, снижение курса рубля на 10% приводит к росту размера лизингового платежа на 10-15 млн рублей в год в расчете на один самолет Airbus A320 или Boeing 737-800 - это наиболее массовые модели в парках крупнейших российских авиакомпаний.
Авиаперевозчики вынуждены повышать стоимость билетов, чтобы удержать рентабельность и застраховать свои риски. В противном случае им грозит банкротство и уход с рынка, но таковы сегодняшние условия ведения бизнеса на этом рынке. Его участники надеются на скорейшее принятие комплекса мер по развитию отрасли авиационных перевозок, что позволит обеспечить растущему числу конечных потребителей возможность приобретать авиабилеты по доступным ценам.