17.03.2015 00:41
    Поделиться

    Предприниматели оценили качество биржевой инфраструктуры

    Исследование Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), представленное в полном объеме на ежегодной Неделе российского бизнеса, будет учтено не только представителями государственных органов, присутствующими на мероприятии, но и профильными министерствами и ведомствами для более скоординированной работы бизнеса и власти. О некоторых его результатах "РГБ" рассказал президент РСПП Александр Шохин.

    - Во все годы исследования многие участники опроса пропускают вопрос об оценке качества биржевой инфраструктуры в стране. Изменилась ли ситуация?

    - 2014 год не стал исключением: 34,6% компаний не захотели или не смогли поставить оценку состоянию бирж. Эти анкеты исключены из анализа динамики оценок, а также из анализа региональных и отраслевых особенностей. По сравнению с 2013 годом состояние биржевой инфраструктуры ухудшилось: на 13,5% выросла доля негативных оценок при одновременном сокращении положительных. 60,4% компаний убеждены, что качество бирж в стране плохое. Средневзвешенное значение снизилось с 3,3 балла до 2,9 балла. Более половины респондентов из Дальневосточного федерального округа указали, что состояние биржевой инфраструктуры "очень плохое", доля таких ответов превышает долю в общем распределении данных в два раза. В негативную сторону смещены также оценки компаний из Уральского федерального округа. Лучше, чем другие, состояние бирж оценили участники опроса из Южного и Центрального федеральных округов: средневзвешенные баллы здесь 3,6 и 3,4 пункта, соответственно. Строительные компании больше, чем другие, недовольны качеством работы бирж: 68,2% их оценок находятся в интервале "очень плохое/скорее плохое". Умеренные и положительные оценки состояния биржевой инфраструктуры преобладают в анкетах компаний, занимающихся операциями с недвижимостью, арендой и предоставлением услуг.

    - Анализируя опросы за предыдущие годы, понятно, что в 2014 году оценка банковской системы стала несколько ниже. Почему?

    - Действительно, средневзвешенный балл снизился на 0,4 пункта до значения 4,3 балла. Тем самым банковская система потеряла лидерскую позицию, которую она делила вместе с телекоммуникационной сферой. Доля ответов "состояние банковской системы плохое" выросла до 7,6%, тогда как в 2013 году эта доля составляла 0,6%. В то же время сократились доли ответов "состояние хорошее" и "очень хорошее". Выше других качество банковской системы оценили компании Приволжского и Сибирского федеральных округов: доля положительных оценок составила 58,5% в первом случае и 59% - во втором. В общем распределении данных она равна 45,6%.

    Отраслевые особенности заключаются в том, что торговые компании предпочли положительным оценкам ответ "состояние банковской системы среднее", тем самым средневзвешенный балл у этих компаний ниже совокупного на 0,3 пункта. Таким образом, средний балл, данный организациями оптовой и розничной торговли, - минимальный, если сравнивать с другими секторами. При этом почти две трети финансовых компаний удовлетворены качеством банковской инфраструктуры в стране, также как и компании из отраслей "транспорт и связь", "операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг".

    Страховая система как элемент инфраструктуры для бизнеса потеряла устойчивость, которую она сохраняла на протяжении последних пяти лет. Резко - на 15,4% - сократилась доля положительных оценок при одновременном росте почти в три раза количества оценок "качество страховых услуг плохое"

    - Какова динамика оценок в страховании?

    - Страховая система как элемент инфраструктуры для бизнеса потеряла устойчивость, которую она сохраняла на протяжении последних пяти лет. Резко - на 15,4% - сократилась доля положительных оценок при одновременном росте почти в три раза количества оценок "качество страховых услуг плохое". Средневзвешенное значение составило 4,1 балла, в 2013 году оно было 4,6 балла. Компании из ПФО скорее довольны качеством страхования: половина респондентов из этого округа оценили состояние страховой системы как "скорее хорошее/хорошее".

    Основной негативный вклад в общее распределение внесли ответы компаний из ЦФО и ЮФО: именно здесь чуть менее трети респондентов выбрали вариант "состояние страхования скорее плохое". В отраслевом разрезе в негативную зону оценки смещены ответы строительных организаций и компаний оптовой и розничной торговли. Как и в 2013 году, оценки качества страховых услуг выше у финансовых компаний: около 60% респондентов из это сферы оценили состояние страхования как хорошее.

    - В 2013-2014 гг. наблюдается некоторое ухудшение оценок качества лизинга. Почему?

    - Из-за двукратного роста доли оценки "качество плохое" при одновременном сокращении крайне положительных оценок. Средневзвешенное значение снизилось на 0,2 пункта до 4,1 балла. Самые высокие оценки качества лизинговых услуг принадлежат компаниям из ЮФО и ПФО: только 19,2% участников опроса из ЮФО и 12,5% из ПФО поставили отрицательные оценки. Половина организаций из ДФО считают, что качество лизинговых услуг плохое или скорее плохое. Выше других качество лизинговых услуг оценили финансовые компании: средневзвешенное значение больше совокупного на 0,6 пункта. Обрабатывающие производства в большей степени, чем другие, недовольны состоянием лизинговых услуг. При том, что доля негативных оценок примерно совпадает с долей в общем распределении данных, в ответах представителей обрабатывающего сектора значимо выше доля варианта "качество лизинговых услуг среднее".

    - Как обстоят дела с факторингом?

    - В 2014 году оценка качества факторинга смещена в негативную зону: доля ответов "очень плохое" выросла в два раза, а ответов "плохое" в 2,5 раза. Увеличение негативных оценок с 33,9% до 45,6% сопряжено с одновременным уменьшением доли положительных оценок, вариант "среднее" набрал примерно то же количество процентов, что и в 2013 году. Средневзвешенное значение упало до 3,5 пункта, в 2013 году оно было 4 балла. В СЗФО зафиксирован максимальный средний балл при сравнении регионов между собой. Как в случае с оценкой лизинговых услуг, хуже других оценил состояние факторинга бизнес из ДФО: 19,2% компаний назвали его "очень плохим", что на 12,5% выше доли в совокупных данных. 56,3% торговых организаций также отрицательно отзываются о качестве факторинга. При этом оценки компаний отрасли "производство и распределение электроэнергии, газа и воды" смещены в умеренно-нейтральную зону.

    - В 2013 году отказались отвечать на вопрос о качестве микрофинансирования четверть респондентов, в 2014 году эта доля снизилась до 17%. Почему?

    - Качество микрофинансирования российские предприниматели оценивают несколько лучше, чем факторинг. Средневзвешенное значение - 3,8 - выше оценки факторинга, такая же разница между оценками микрофинансирования и факторинга была и в 2013 году. При этом наблюдается ухудшение оценок, по сравнению с 2013 годом: на 14,9% выросла доля негативных оценок как за счет положительных, так и за счет нейтральных оценок. В 2013 году компании ПФО выразили большую, чем другие компании, удовлетворенность качеством микрофинансирования в регионе присутствия. В 2014 году ситуация повторилась: 43,2% респондентов из ПФО поставили оценки в интервале "состояние скорее хорошее/ очень хорошее". Среди ответов дальневосточных компаний преобладают негативные оценки, как в случае оценки других финансовых инструментов. Оценки компаний оптовой и розничной торговли смещены в нейтральную зону, тем самым здесь самый высокий средневзвешенный балл при сравнении секторов. Хуже других оценили качество микрофинансирования обрабатывающие производства, строители и компании, занимающиеся операциями с недвижимостью, арендой и предоставлением услуг.

    - Оценка качества образовательных учреждений в разрезе нужд для бизнеса в 2014 году повторяет ситуацию 2013 года. Ничего не изменилось?

    - В 2014 году увеличилась доля ответов с вариантом "состояние образовательных учреждений скорее хорошее" при одновременном снижении доли ответа "хорошее". Также в 2014 году ни одна компания не дала резко отрицательной оценки. Именно благодаря этому средневзвешенное значение прибавило 0,1 пункта до 4,2 балла. Предприниматели из ЮФО и ПФО не изменили себе: как и в 2013 году, они высоко оценивают качество образовательных учреждений в регионе присутствия. Почти половине компаний из ЮФО и ПФО принадлежат положительные оценки. Ниже оценки, по сравнению с другими регионами, у бизнеса из ЦФО. Доля негативных ответов составила в их случае треть, на 4,2% больше, чем в общем распределении данных. Строительные компании по-прежнему не удовлетворены качеством образования: 46,1% оценили его как плохое.

    - Второе место по негативным оценкам и в 2013 году, и в 2014 году занял такой элемент инфраструктуры, как доступная недвижимость/земля.

    - В 2014 году оценки стали несколько лучше: сократилась доля варианта "плохое", при этом выросла доля нейтральных оценок. Если в 2013 году 66% респондентов оценивали состояние инфраструктуры как негативное, то в 2014 году эта доля снизилась до 60,6%. Средневзвешенный балл вырос на 0,1 пункта до значения 3,1 балла. Сильнее других в негативную зону смещены оценки компаний из ДФО: здесь 40% участников опроса ответили, что состояние "очень плохое". Также несколько хуже других выглядят оценки компаний из СЗФО и ЦФО. Строительные компании, как в 2013 году, менее других удовлетворены доступностью недвижимости/земли: 75% оценок негативные.

    Поделиться