Вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин обозначил несколько направлений, по которым палате и ФАС предстоит вести дальнейший диалог. В частности, это работа над совершенствованием четвертого антимонопольного пакета. В целом бизнес поддерживает инициативы ФАС. Но есть и ряд замечаний. К примеру, некоторые положения законопроекта (ст. 14) вступают в противоречие с частью 4 ГК РФ и международными правовыми актами, в частности, Парижской конвенцией по охране промышленной собственности. Начальник правового управления ФАС России Сергей Пузыревский отметил, что основной смысл пакета - снижение госрегулирования там, где без него можно обойтись. В частности, ФАС постарается "не трогать" малый бизнес. Еще одна новелла - запрет на присутствие МУПов и ГУПов в сферах, где возможно наличие конкуренции: в этом случае должен действовать только частный бизнес.
Свою лепту в развитие конкуренции внес и закон 44-ФЗ, сообщила начальник управления контроля размещения госзаказа ФАС Татьяна Демидова. Так, по статистике минэкономразвития, на 62% увеличились закупки у малого бизнеса, с 424 до 891 млрд руб. - экономия бюджетных средств, на 50% выросло количество электронных аукционов и т.д. Закон будет совершенствоваться: со второго полугодия 2015 г. компании с оборотом более 10 млрд руб. смогут определять перечень товаров, работ и услуг на сумму менее 50 млн руб., закупаться которые должны у малого бизнеса. А с 1 февраля 2016 года объем заказа у малого бизнеса будет размещаться на портале закупок.
Тем не менее, считает председатель комитета ТПП РФ по вопросам регулирования предпринимательской деятельности Наталья Фонарева, современное антимонопольное законодательство не вполне адекватно нынешним реалиям, поскольку до 90% "злодеяний" в сфере производства и торговли под антимонопольное законодательство не попадают. Так, оно не может повлиять на взлет цен на львиную долю товаров и услуг. А там, например, где торговая точка одна, речь идет именно о господстве монополии, даже если эта "монополия" - обычный ларек. Второй пример: в "голодные" годы господдержка перепадает лишь банкам с госучастием, хотя в Конституции продекларировано равенство всех форм собственности.
Так что совместная работа предстоит серьезная. Тем более, что международные институты не особо высоко оценивают конкуренцию в России. В рейтинге Глобальной конкурентоспособности 2014-2015 гг. по индексу "Конкуренция" Россия находится на 119-м месте, по разделу "Конкуренция на внутреннем рынке" - на 113-м месте. Сам же бизнес оценивает конкурентную среду на внутреннем рынке в 70% из 100 возможных.