Аптечные сети сформировались в стране относительно недавно. И если поначалу их попытались создавать по образу и подобию дорогих сетевых магазинов, то позже логика рынка взяла верх - успешнее других оказались сети экономкласса, а в последние годы быстро растут и сети аптек-дискаунтеров. На этом рынке все еще идет бурный процесс консолидации. По данным RNC Pharma, в прошедшем году суммарная доля TOP-15 аптечных сетей достигла 25% рынка - такого уровня концентрации фармретейла в России не было никогда. Стратегии же у сетей разные. Одни делают ставку на органичное развитие, постепенно создавая с нуля все новые и новые точки, другие покупают готовый бизнес у менее успешных конкурентов, поднимая на новый уровень "убитые" аптеки.
- За последние три месяца мы открыли 10 новых и купили 70 аптек, - сообщила гендиректор аптечной сети "Алоэ" (Санкт-Петербург) Ольга Чернова. - Среди них и те, что успешно развивались, но были и такие, в которых все приходится делать заново, начиная с покраски фасада.
- В прошлом году мы открыли 35 новых аптек, - рассказал гендиректор сети "А5" Андрей Гусев. - Уверен, что отрасль будет успешно развиваться. Крупные фонды охотно инвестируют в нее, так что кризиса никакого нет. Упор делаем на взаимодействие с производителями, развитие франчайзинга и коммерческого партнерства.
- Конечно, работать становится тяжелее, роста покупателей нет, но мы обречены на успех, - считает владелец аптечной сети "Здоровье" (Краснодарский край) Юрий Слепов. - Первая волна повышения цен на лекарства была "дистрибьюторской" - они получили наибольшую выгоду. Вторая волна - от производителя - будет более плавной. И основная угроза - даже не рост курсов валют, а непредсказуемость действий регуляторов.
- Мы закончили прошлый год в прибыли, - сообщила член совета директоров сети "Доктор Столетов" Валентина Бучнева. - В нашу сеть вошли аптеки-дискаунтеры сети "Озерки". И мы собираемся развивать этот формат по всей России - в нем эффективность продаж на одну аптеку самая высокая. Аптеки премиум-класса останутся только в столице. Так что для нас кризис - это не угроза, а новые возможности.
Многие участники дискуссии называли самые удачные инструменты повышения эффективности аптечного ретейла - прямые контракты с производителями лекарства, создание закупочных союзов - большие объемы закупок позволяют увеличивать скидки. Другие сделали ставку на современный маркетинг и ребрендинг привычных потребителям названий и точек. Кризис в сегменте пока не зафиксирован, говорили многие. И если макроэкономические показатели не будут резко меняться, аптеки переживут нынешний кризис легче, чем прошлые. В феврале же финансовые показатели оказались даже лучше, чем в декабре, хотя курс рубля повысился, потребительская паника сошла на нет, а цены на лекарства в среднем вернулись к показателям конца ноября прошлого года. Но тут, видимо, сказались сезонные причины - традиционно в этот период продажи в аптеках вырастают из-за роста заболеваемости простудными заболеваниями. Однако затем неизбежен и летний спад, который для аптечников тоже не в новинку. И тут надежды ретейла связаны как с производителями и дистрибьюторами лекарств, так и с потребителями.
- Аптека, как социальный институт, выживает только за счет маркетинговых договоров и рекламных предложений, - говорит Ольга Чернова. - Мы входим в холдинг с дистрибьютором и занимаем деньги там.
- Платят вообще-то покупатели лекарств, - не согласился Юрий Слепов. - Поэтому мы будем воевать за покупателя. И аккумулировать средства для работы с дистрибьюторами - сейчас как раз золотое время для того, чтобы перейти на лучшие условия контрактов с ними.
В целом представители фармретейла смотрят в будущее с оптимизмом и готовы расширять свой бизнес, хотя в нашей стране уже открыто по одной аптеке на полторы тысячи населения - втрое больше, чем во многих развитых странах. Но при этом их явно недостает в селах и деревнях, в отдаленных территориях. А самое важное - пока потребление лекарств, биологически активных добавок и парафармацевтики на душу населения недотягивает даже до многих стран Восточной Европы, не говоря уже о Западной. Но потребление все же растет, а это значит, надежды на успех бизнеса оправдаются.