17.03.2015 00:40
    Поделиться

    В феврале вступило в силу постановление кабмина о допуске медизделий

    В феврале вступило в силу постановление правительства "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", которое профессионалы окрестили "Третий лишний". Оно касается конкретного перечня медизделий иностранного производства, которые будут допускаться к участию в торгах по госзакупкам только в том случае, если в них примут участие менее двух производителей из стран Таможенного союза - России, Казахстана, Белоруссии или Армении.

    Участники рынка медизделий высказывались о том, что постановление может оказать серьезное влияние на ситуацию на этом рынке - ограничит возможности для импортеров. Некоторые даже предполагали, что ряд зарубежных производителей может вообще уйти с российского рынка.

    Однако импортозамещающий потенциал принятого постановления не стоит преувеличивать. Сфера его применения весьма ограничена. Постановление охватывает только сферу госзакупок медизделий, не накладывая никаких ограничений на потребление в коммерческом секторе. При этом перечень медизделий, утвержденный постановлением, включает позиции, пользующиеся высоким спросом именно со стороны частных медицинских учреждений. Это расходные материалы, реагенты, техника для исследований in vitro, а также медизделия для стоматологии.

    Если рассматривать непосредственно госзакупки, то постановление имеет силу лишь по отношению к тем из них, которые осуществляются медицинскими учреждениями в рамках Закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Госзакупки, проводимые по Федеральному закону "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", эти ограничения не затрагивают. А это около 5-10% от всего объема госзакупок медизделий. Мало того, действие постановления распространяется только на те медизделия внутри кодов ОКПД, которые непосредственно перечислены в перечне, а не на весь код ОКПД. Например, в постановлении указан код 33.10.15.152 "Пинцеты медицинские", но при этом в перечень вошли только "Пинцеты микрохирургические". Таким образом, постановление охватывает лишь часть рынка медицинских изделий, включенную в перечень. По нашим оценкам, под его действие попадает не более 20% российского рынка госзакупок медизделий. А если принять весь объем рынка госзакупок, на который распространяется действие постановления, за 100%, то его импортозамещающий потенциал можно оценить следующим образом: 40% - это объем поставок медизделий из перечня, уже достигнутый компаниями из стран ТС. Еще 20% - объем поставок медизделий из перечня, для которых нет аналогов, производимых в этих странах. Яркий пример - реагенты для импортных закрытых клинико-диагностических систем. В категориях, подобных этой, российские производители не смогут предложить к поставке продукцию собственного производства, а значит, приоритет останется за импортными изделиями. Наконец, оставшиеся 40% - это объем поставок импортных медизделий из перечня, для которых есть аналоги, производимые в странах ТС. По сути дела, это максимальный объем импортозамещения, который теоретически может быть достигнут при выполнении постановления. Однако полностью устранить импорт в рамках этих 40% на практике будет очень трудно. Этому препятствуют два основных фактора.

    Первый фактор - это неприменимость постановления к комплексным закупкам медизделий. Под комплексной закупкой следует понимать закупку в одном лоте разных медизделий, лишь часть из которых входит в перечень. Процедура применения постановления по отношению к таким закупкам отсутствует, а значит, не будет действовать и сама преференция. И это при том, что не менее 25% медизделий из перечня приобретаются именно в составе комплексных закупок.

    Второй фактор - инфраструктурные ограничения. Постановление предполагает участие в каждом тендере как минимум двух производителей из стран ТС. Но реальность такова, что поставки большинства российских производителей носят региональный характер. Для эффективного использования возможностей, предоставляемых постановлением, компаниям необходимо существенно развить собственную дистрибуцию и поэтапно наращивать объемы производства. Это длительный процесс, который может занять год-полтора, а то и более.

    Тем не менее переход на конкурентоспособную российскую продукцию экономически выгоден. Это касается многих медизделий, включенных в перечень. Так, например, в группе из перечня 24.42.24.140 "Изделия стерильные одноразовые хирургические специальные из нетканых материалов для защиты пациента и медицинского персонала" (хирургическая одежда и белье) объем потребления в госсекторе составляет около трех млрд рублей в год (причем 50% - это импортная продукция). Отечественная продукция лидеров рынка производится из того же сырья (нетканые материалы) и по тем же технологиям, что и импортная. При этом стоимость российской продукции в среднем на 30-40% ниже. А с учетом роста курса иностранных валют разница в цене в 2015 году уже может достигать 50% и более. В то же время уровень отчислений производств, расположенных в России, в бюджеты различных уровней в 2,5-3 раза выше прямого импорта. То есть переход на отечественную продукцию в этой группе позволит cэкономить около 500-600 млн рублей в год при одновременном увеличении бюджетных отчислений.

    С учетом всех ограничений реально достижимый объем импортозамещения может составить не более 10% от государственного потребления медизделий

    Таким образом, с учетом всех ограничений реально достижимый объем импортозамещения может составить не более 10% от государственного потребления медизделий, включенных в перечень в денежном выражении, или 2% от всего объема госзакупок медизделий. Так что заметное потрясение рынка или уход с него зарубежных производителей весьма маловероятны. А вот экономия госсредств и существенный импульс для развития отечественного производства многих медизделий вполне реальны.

    Поделиться