Новости

17.03.2015 00:46
Рубрика: Экономика

Кто за новенького?

Начальники редко помогают вписаться в коллектив
Поменять место работы психологически не всегда просто. Адаптация на новом месте занимает немало времени и всегда является стрессом, независимо от того, какой у вас профессиональный и житейский опыт. Особенно сложно приходится, если в это время человек предоставлен сам себе, и никто ему адаптироваться не поможет. Кто чаще помогает ему быстрее вписаться в новый коллектив, освоить новые задачи? Сайт JOB.RU задал этот вопрос своим посетителям.

Как выяснилось, чаще всего новичкам помогают коллеги - так ответили больше трети (35,1%) опрошенных. На втором месте оказался вариант "никто" - 29,2% респондентов. Еще 16,4% сообщили, что им помогали "все понемногу". А вот руководители редко озабочены поддержкой новичков - лишь 14,1% участников опроса ответили, что освоиться на новом месте им помогал начальник. Участие в этом процессе кадровых служб, как ни удивительно, отметил только 1,1% респондентов. Но и подчиненные, как выяснилось, не спешат помочь новому руководителю в его адаптации - утвердительно на этот вопрос ответили лишь 1,8% респондентов.

Есть в этом процессе и региональные различия. Так, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области доля тех, кому помогали коллеги, и тех, кто остался вообще без поддержки, оказалась одинаковой - по 31%. Зато руководители в Северной столице оказались самыми заботливыми: их роль в адаптации отметили 16% опрошенных. В Москве такие ответы дали 14,9%, а в регионах и того меньше - всего 13%. Помощь коллектива отметили практически одинаково и в столицах, и в регионах - 35,1% и 36% соответственно. Почти поровну - 29,9% и 29% соответственно - ответили, что коллектив им вообще ничем не помог. Стабильно наименьшее число голосов набрали HR-службы, причем и в обеих столицах, и в регионах.

- В небольших компаниях, где все на виду, адаптация персонала чаще происходит спонтанно и никакому контролю не подлежит, - делится наблюдением директор по персоналу кадрового холдинга "Профиль" Ирина Царькова. - Там, как правило, нет ни программ адаптации, ни ответственных за этот процесс специалистов, но почти всегда от нового сотрудника ожидают активного и быстрого вхождения в коллектив. В крупных же компаниях у новичка больше шансов получить поддержку. В одних, хотя и нет регламентированных адаптационных программ, но готовы уделить новичку повышенное внимание. В других есть специальные комплексные адаптационные программы. Адаптацией и повышением качества персонала занимаются, как правило, сотрудники HR-департамента и руководители структурных подразделений.

- Правильно выстроенная система адаптации позволяет сократить издержки в период "врабатываемости" сотрудника, в чем прежде всего заинтересован сам работодатель, - уверена консультант международного кадрового агентства Mainstaff Елена Долматова. - К тому же в период знакомства нового сотрудника с компанией формируется рациональное мнение о новом месте работы. Отдел персонала совместно с руководителями должны формировать систему адаптации, как социальной, так и профессиональной. Ведь в итоге именно это помогает сократить потери рабочего времени руководителя и повысить эффективность работы новичка.

В ходе работы с кандидатами и заказчиками мы объясняем, как важно иметь внутри компании четкую систему мотивации и адаптации. А в некоторых случаях, чтобы не упустить достойных кандидатов, сами разрабатываем систему мотивации и адаптации и предлагаем компании использовать готовую.


Инфографика:Леонид Кулешов / Татьяна Батенева