17.03.2015 00:42
    Поделиться

    Российский бизнес пожаловался на участившиеся проверки

    С начала года бизнес фиксирует повышенное внимание к себе со стороны контролирующих органов. Предприниматели считают, что ревизоры стали приходить чаще и проверять строже. Методы противодействия излишнему контролю обсудили участники "круглого стола" "Предприниматели против незаконного вторжения и незаконных проверок бизнеса" в Московской ТПП.

    Проверять бизнес имеет право огромное количество структур. "Органов государственного контроля довольно много. Есть федеральные и субъектов РФ", - говорит старший прокурор отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей Управления по надзору за соблюдением Федерального законодательства прокуратуры города Москвы Анастасия Москалева. Но окончательную цифру назвать не решается, сложно сосчитать. Кроме того каждая из контролирующих структур старается застать предпринимателей врасплох.

    "Есть плановые проверки - они менее эффективны, потому что к ним можно подготовиться за год, и есть внеплановые - более эффективные, так как внезапные, но и более болезненные для бизнеса", - рассуждает Владимир Платонов, старший вице-президент Московской ТПП. Упорядочить внеплановые визиты должна процедура согласования таких ревизий с прокуратурой, но работает этот механизм не всегда. "Есть ряд внеплановых проверок, которые проводятся без согласования с прокуратурой", - отмечает Москалева.

     

    Госорганы ежегодно рапортуют о сокращении числа проверок. "Два года назад нами планировалось около 25 тыс. проверок юрлиц. Сейчас около 20 тыс. И количество их будет постепенно сокращаться", - говорит Алексей Котт, заместитель начальника Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по г. Москве. При этом МЧС сообщает, что показатели количества пожаров и травмирования людей не ухудшились.

    О сокращении числа проверок сообщает и ФНС. При этом служба разработала концепцию, которая позволяет компании подстраховаться и рассчитать вероятность проведения выездной проверки. "Мы внедряем сейчас систему моделирования поведения налогоплательщиков, - сообщает замглавы контрольного отдела УФНС России по г. Москве Денис Миронов. - В определенной отрасли выделяются те компании, у которых велик риск неуплаты налогов". Данные о самых частых ошибках раскрываются остальным компаниям отрасли, чтобы они могли проверить себя.

    Далеко не всегда контролеры преследуют благие цели, нередко проверка является способом вымогательства денег у бизнеса. "К сожалению, у нас не всегда сотрудники относятся добросовестно к своим обязанностям. К нам поступает множество сигналов", - признается Денис Миронов. Однако не всегда в коррупционных преступлениях виноваты чиновники, предприниматели зачастую сами становятся инициаторами нарушений. "Мы выявили 250 фактов взяточничества, 350 фактов дачи взятки. Не только контролирующие органы создают проблемы, связанные с коррупцией, но и сами предприниматели", - говорит Александр Блинов, замглавы отдела по борьбе с коррупцией в органах власти и управления ОРЧ УЭБиПК ГУ МВД России по г. Москвы. Миронов считает одним из способов сокращения коррупции - развитие электронных сервисов: "Одной из целей внедрения этих сервисов является максимальное устранение общения компании с инспектором".

    Бизнесмены уверены, что в сложившейся экономической ситуации должны быть смягчены требования к компаниям при проверках. "Проверяющие работают на вскрытие преступлений. Недавно коллегу, бизнес которого существует полгода, вызвали на комиссию и попросили скорректировать НДС в соответствии со средними показателями по отрасли. В кризисной ситуации нужно скорректировать этот подход, - считает Александр Любосердов, управляющий партнер юридического центра "АЛИР". - В условиях, когда бизнес сокращает персонал, не время требовать соответствия статистическим показателям". Это может спровоцировать банкротства.

    Необходимо снизить и частоту ревизий. "Все коллеги заметили, что в последние несколько месяцев возросло количество проверок и аппетиты проверяющих", - говорит Александр Любосердов. Предприниматель Феликс Лапин рассказывает, что в его небольшой торговой точке проверяющие три раза были в декабре и два раза с начала года. При этом ИП работает на патенте, то есть соприкосновение такого бизнеса с проверяющими должно быть сведено к минимуму. Налоговики недоумевают, между проверками должно пройти не менее трех месяцев, но нежданные контролеры идут один за другим. Лапин говорит, что это нервирует и отвлекает от работы. От 30 минут до часа он тратит на общение с контролерами. И у него возникает резонный вопрос, насколько законны эти визиты?

    Очевидно, что такие набеги на торговые точки полноценными выездными проверками назвать нельзя. Но Москалева заявляет, что есть другая форма ревизии - обследования и осмотры. Они более простые и не предполагают длительного пребывания на территории юрлица.

    "Обследования и осмотры проводятся без взаимодействия с юрлицом и предпринимателем. Не налагают никаких обязанностей. Но в случае выявления нарушений выдается предписание", - сообщает Москалева, уточняя, что это более безопасный для бизнеса механизм проверки. Вячеслав Глебов, генеральный директор "Корпорации-ФИШТ", предостерегает от поспешных выводов: "Такая форма помогает обходить закон N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а последствия таких обследований такие же, как от выездной проверки".

     

    Кроме того, проверки могут проводить организации по защите прав потребителей и объединения активистов. Закон им это разрешает. Но опытные бизнесмены советуют не предоставлять таким визитерам слишком много свободы и отправлять за дверь при первой возможности. Ведь некоторые организации по защите прав потребителей давно превратились в профессиональные группы по вымогательству денег.

    Поделиться