Соцопросы среди студентов и молодых специалистов показывают: профессию инженера большинство считает сегодня самой перспективной. С одним из них я познакомилась на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре. Андрею Моисеенко - 33 года, начальник участка. Десять лет назад начинал инженером-технологом, сейчас собирает "Суперджеты". В подчинении у него - несколько десятков людей.
- Окончил технический университет, - рассказывает он. - Отец долго работал в машиностроении, но как самолетостроитель я в семье первый. И о выборе нисколько не жалею.
Около 90 процентов студентов авиационных вузов устраиваются по специальности: на профильных предприятиях они нарасхват. Однако кадров по-прежнему не хватает. В Воронежском государственном техническом университете рассказали, что в прошлом году авиастроительные компании боролись буквально за каждого выпускника. По словам вице-президента ОАК по персоналу Светланы Крайчинской, заводам очень нужны технологи и инженеры-конструкторы.
- Производство расширяется, - поясняет она. - Поэтому мы заключили соглашение с 15 ведущими вузами, которые готовят специалистов по 54 востребованным в авиастроении направлениям.
Меры привлечения абитуриентов на авиастроительные специальности разные. Предприятия проводят экскурсии для школьников, устраивают Дни открытых дверей. Но, пожалуй, самая эффективная - обучение "целевиков", которые после выпуска идут работать на конкретное предприятие. В прошлом году в вузах училось свыше 1 тысячи таких студентов: по программе работают "МиГ", "Сухой", "Туполев", "Ил", "Авиастар", "Сокол"... Берут в "целевики" лучших. Так, "Иркут" только что провел для школьников свою олимпиаду по физике и математике. И лишь 27 ребятам, показавшим высокие результаты, предложил заключить договор.
Несколько лет назад эксперты ОАК провели "ревизию": кто нужен, чтобы строить перспективные лайнеры. Некоторых компетенций у выпускников инженерно-технических вузов явно не хватало. Особенно это касалось работы с цифровыми технологиями. Решением стала разработка профстандартов для авиастроителей, на основе которых в вузах были скорректированы образовательные программы и учебные планы.
- В этом году мы выпустим первых ребят, которые учились по новым стандартам, - рассказывает Михаил Куприков, проректор по учебной работе МАИ. - Сегодня инженер должен уметь не только создать конструкцию, но и разработать технологию ее производства, проанализировать рыночные перспективы решения.
В России на авиапредприятиях уже открыто семь базовых кафедр: вузы стали активно "переезжать" в цеха. Преподаватели - сотрудники предприятий - работают со студентами без отрыва от производства.
- У нас на базе ВАСО есть уникальное оборудование по производству деталей из композитных материалов. Студенты проходят на нем практику. Мы открыли новую специальность - "конструирование и производство изделий из композиционных материалов", - делится первый проректор Воронежского техуниверситета Сергей Сафонов. - Руководитель авиазавода, он же завкафедрой, может напрямую влиять на учебный процесс.
А на базе "Авиастара-СП" работает кафедра Ульяновского госуниверситета по цифровым технологиям авиапроизводства. Ребята учатся не только моделировать детали самолетов, но и работать с автоматизированными системами управления производством. На заводе открыты учебные классы, закуплено оборудование и самые совершенные программы для цифрового проектирования. На них пришлось потратить почти 3 млн рублей.
Однако дефицит квалифицированных рабочих в отрасли - чуть ли не больше, чем инженеров. По данным ОАК, на заводах не хватает токарей, фрезеровщиков, операторов станков, сборщиков-клепальщиков.
- Я окончил строительный техникум, работал токарем. Потом ушел на авиазавод: привлекла зарплата. Прямо здесь за несколько месяцев выучился на клепальщика-сборщика, - рассказывал в Комсомольске-на-Амуре корреспонденту "РГ" 23-летний Евгений Петров.
Предприятия оснащены настолько высоким технологичным оборудованием, что "у станка" сегодня должен стоять не просто рабочий - почти инженер. Вот почему, например, авиастроительная компания "Сухой" вложила около 60 млн рублей в реконструкцию и установку станков комсомольского лицея N 2. Теперь большинство студентов совмещают работу с учебой и получают зарплату на заводе. Причем неплохую.