Конкуренция на рынке госзакупок, несмотря на переход России с 2014 года на новое законодательство о контрактной системе, не выросло. Число компаний, заключивших госконтракты, составило в прошлом году 380 тыс. против 400 тыс. в 2013 году, свидетельствуют данные системы "СПАРК-Маркетинг". В среднем по стране госконтракты выполняют около 10% всех коммерческих компаний, а в некоторых регионах эта доля еще ниже - до 4%. При этом доля малых предприятий, если оценивать по объему контрактов, составила в прошлом году по стране всего 2,1%, что в несколько раз меньше установленного законодательством уровня.
На торги с одним участником пришлось 15% от общего количества проведенных торгов (это более 400 тыс. закупочных процедур) против 23% годом раньше. Анализ указывает на наличие взаимосвязи между числом участников торгов и конкретными механизмами проведения закупок. Так, практически 70% всех потенциальных участников закупочных процедур приходят на электронные аукционы, где "играет" только цена. В результате в среднем на аукционе более двух участников, и это больше, чем при любых других закупочных процедурах. Доля аукционов в прошлом году выросла до 62% с 52% в 2013 году, но этого по-прежнему недостаточно, считают эксперты. Аудитор Счетной палаты Максим Рохмистров уверен, что реально уровень конкуренции в сфере госзаказа даже снижается. Изменить ситуацию, по его мнению, может повсеместное внедрение планирования закупок, тогда поставщики заранее смогут готовиться к участию в торгах. При этом Счетная палата намерена внимательно следить за соблюдением объявленных планов закупок. "О какой конкуренции можно говорить, если план закупок менялся 180 раз на протяжении года", - сказал аудитор на форуме-выставке "Госзаказ - за честные закупки".
У предпринимателей должна быть уверенность, что они могут спокойно приходить на торги, что их там ждут, считает руководитель проекта ОНФ "За честные закупки" Антон Гетта. Один из механизмов - это, например, использование автоматизированных систем, позволяющих индивидуально приглашать на торги компании, которые уже выступали поставщиками аналогичных товаров или услуг.
Ведомствам, чтобы своевременно реагировать на любые нарушения принципов конкурентности и иметь возможность исправить ситуацию быстро и собственными силами, нужны оперативные инструменты самоконтроля. Для этого эксперты разработали сервис, который, анализируя публичную информацию, позволяет в автоматическом режиме расставлять "красные флажки". Например, сигнализировать, если на электронном аукционе не произошло снижения цены (нет ли сговора?), к торгам допущен один участник (правильно ли были сформулированы их условия?) или участник торгов входит в Реестр недобросовестных поставщиков. По оценке "СПАРК-Маркетинга", всего таких экспресс-индикаторов можно задействовать более 20.