Сегодня расходы окружного бюджета составляют 18 млрд руб., доходы 15,5 млрд. На такие доходы власти округа рассчитывали при прогнозе стоимости нефти 100 долл. за баррель. Дефицит окружного бюджета составляет 3 млрд рублей, это без учета выпадающих доходов. Сейчас в субъекте понимают, что реальные доходы окружной казны могут составить 13,5 млрд. Тогда расходы региона должны сократиться до суммы, не превышающей 16,5 млрд руб.
Губернатор округа Игорь Кошин назвал семь основных принципов, на которых был основан план первоочередных мер по стабилизации экономики. Это оптимизация государственных расходов, сохранение объемов ввода жилья, завершение начатого строительства, обеспечение "задела" для последующего развития территории, а также развитие транспортной инфраструктуры, поддержка предпринимательства и создание условий для роста сельхозпроизводства.
Как отмечают эксперты, в результате реализации антикризисной программы в Ненецком округе будут созданы условия для экономического роста в среднесрочной - до 2020 года - и долгосрочной перспективе. Дело в том, что регион не имеет госдолга, значит, может привлекать заимствованные средства для развития, а также у субъекта есть возможности для привлечения крупных инвесторов.
"В результате государственной поддержки в регионе увеличится выпуск продукции молочного и мясного животноводства, станет качественно выше переработка оленины, будет налажена переработка рыбы. Новый импульс развития получит въездной туризм, - говорит заместитель губернатора Ненецкого округа Владимир Бланк. - За счет поддержки индивидуального жилищного строительства мы сохраним темпы его возведения, что позволит сократить количество нуждающихся в жилье граждан и снизить процент ветхого жилфонда. Кроме того, появятся проекты по переработке полезных ископаемых. Сейчас на территории НАО углеводороды добываются и вывозятся на мировые рынки, в результате регион получает от них прибыль только в виде налогов. Также мы рассчитываем на увеличение доли доходов бюджета за счет внебюджетных источников".
В ближайшей перспективе (в течение двух-трех лет) власти субъекта ожидают появления до 1500 новых рабочих мест, преимущественно во внебюджетном секторе. Сегодня в Ненецком округе проживает 23 тыс. экономически активного населения (люди в возрасте от 18 лет до 60), из них около 16 тыс. трудоустроены. Разница составляет 7 тысяч человек, при этом на учете в Центре занятости населения безработными числятся около 300 человек. Значит, 6 500 граждан - это люди, проживающие в регионе, но не работающие, и те, кто имеет прописку на территории субъекта, но фактически здесь не проживают. Для неработающих граждан помощью станет возможность трудоустройства. И в этом власти субъекта рассчитывают на поддержку малого и среднего бизнеса. Кстати, средства на создание благоприятных условий для развития предпринимательства власти Ненецкого АО намерены увеличить кратно, в 10 раз. Об этом заявил Игорь Кошин. При этом он отметил, что во многих отраслях экономики придется "затянуть пояса".
В первую очередь власти заполярного субъекта намерены сэкономить на непроизводительных расходах. Например, муниципальное "Предприятие объединенных котельных и тепловых сетей" сегодня имеет один из самых высоких в мире тарифов на тепло, который мы субсидируем из окружного бюджета. "Для населения ничего не изменится, просто будет меньше выплачиваться субсидий на покрытие затрат технологического характера. То же касается "Севержилкомсервиса", "Нарьян-Марского автотранспортного предприятия" и других предприятий. Могу привести пример, что топливная эффективность у тех же нефтяников гораздо выше, чем у муниципального "Севержилкомсервиса". Значит, и у нас она должна быть такой же. В рамках новой экономической политики округ откажется от неэффективных строек. Есть целый ряд проектов, без которых можно обойтись", - уверен Владимир Бланк.
Эксперты отмечают, что доля государственного участия в экономике региона фантастически высока. Так, бюджет конкурирует с частными перевозчиками в области речных перевозок. И такова ситуация во многих отраслях. "К сожалению, бюджет соперничает с частным бизнесом вместо того, чтобы поддерживать и развивать частную инициативу, - говорит Валерий Чупров, уполномоченный по защите прав предпринимателей в НАО. - Самый простой пример - городское АТП. Пять лет назад субсидии по этому предприятию были в четыре раза меньше. Тогда они составляли около 20-30 млн руб., сейчас - 120 млн".
В числе антикризисных мер - оптимизация расходов на содержание органов госвласти, госучреждений и госпредприятий на 10%. По подсчетам специалистов, содержание одного госслужащего ежегодно обходится региональному бюджету в сумму от 1,57 млн до 2,15 млн руб. Самый "дорогой" чиновник - в здравоохранении, самый "дешевый" - в сельском хозяйстве. Власти считают нерациональным тратить деньги на содержание госаппарата. В бюджетном учреждении годовое содержание одного специалиста оценивается в 1,2 млн руб., на госпредприятии в 600-900 тыс. руб. "Налогоплательщикам выгоднее сегодня уменьшение доли государства, потому что чем меньше государство "съест" у самого себя, тем больше останется на дороги, инвестиции и развитие. Кроме того, чем больше мы вложим в сельское хозяйство, тем больше сможем производить продовольствия внутри региона", - считает Бланк.
Самая дорогая субсидия, которая выдавалась в прошлом году, - на молочную продукцию. С ее появлением в округе увеличились объемы молочной продукции, а также появились новые рабочие места в сельском хозяйстве. В этой отрасли самая "дорогая" субсидия оценивается в 400 тыс. руб. в год на человека.